Выпускникам школ усложнили поиск специальности

Со следующего года им предстоит выбирать профессию тщательнее, чтобы не оказаться дипломированными безработными

 Новость о введении профстандартов для приема на работу вошла на прошлой неделе в ТОП наиболее обсуждаемых. До конца года Госдума планирует принять во втором чтении (первое состоялось в сентябре) поправки в Трудовой кодекс. А именно - дополнить статью 195 пунктом, который сделает обязательным применение профессиональных стандартов - требований к работникам по уровню образования, стажу работы, набору знаний и умений.

Со следующего года им предстоит выбирать профессию тщательнее, чтобы не оказаться дипломированными безработными
Рисунок: Анатолий Самарин

 В статье 195 ТК РФ и сегодня прописано понятие профессионального стандарта как определение конкретной трудовой функции работника, но это носит рекомендательный характер. То есть работодатели самостоятельно решают, принимать ли на ставку хирурга обвальщика мяса, сажать ли за штурвал самолета горняка. И как-то справляются ведь.

С 2016 года новшество коснется госучреждений и организаций, корпораций, компаний, где доля государства в уставном капитале превышает 50 %. А с 2020 года - всех россиян. Как сообщают столичные деловые СМИ, по замыслу разработчиков законопроекта это, с одной стороны, «повысит эффективность и качество услуг (работ) госорганизаций», с другой - наладит связь между системой подготовки кадров и непосредственно работой.

Они…

Трудно представить, что сегодня рядовых служащих на работу в госорганы берут с улицы. Кроме профессиональных навыков и опыта, думаю, им нужны еще и рекомендации, знакомства. Чиновники уровня руководителей в правительстве – другое дело. Ну где, скажите, на них учат, какой вуз дает специальность министра? А если придется действовать согласно профессиональным стандартам, может получиться, что на вылет выстроится очередь.

Например, первый замгубернатора Сергей Пономаренко, курирующий работу органов местного самоуправления, по профессии - инженер-программист. Зампредседателя правительства края Юрий Лапшин окончил завод ВТУЗ Красноярского политехнического института, правда, по какой специальности диплом получил – загадка. Нет об этом информации ни на сайте правительства Хакасии, откуда Лапшин прибыл в Красноярск, ни на сайте правительства края. Говорится только, что трудовую деятельность начал на Красмаше заместителем, а затем секретарем заводского комитета ВЛКСМ. Промышленностью и энергетикой региона у нас в правительстве руководит инженер лесного хозяйства Анатолий Цыкалов. А министерство природных ресурсов возглавляет учитель истории и юрист-правовед Елена Вавилова. Соцполитика находится в руках театроведа – экономиста, организатора театрального дела Галины Ковалевой.

Впрочем, наличие профильного образования - это еще не гарантия успеха отрасли. По специальности в правительстве работают министры здравоохранения, образования, строительства, сельского хозяйства, культуры, но разве эти направления в регионе процветают? Скорее наоборот. Еще не успели забыться скандалы, связанные с увольнением дирижера Красноярского симфонического оркестра Марка Кадина, перебоями лекарств для льготников, обманутыми дольщиками, нехваткой мест в детсадах и т. д.

Так что очень сомнительно, что новый подход к подбору кадров на госслужбу принесет хоть малейшую пользу. А вот вреда может наделать немало.

…и мы

Предполагается, что применение профессиональных стандартов наладит связь между системой подготовки кадров и непосредственно «производством». То есть надо понимать так: государство позаботится, чтобы каждый новоиспеченный дипломированный специалист тут же был трудоустроен? Вряд ли. Скорее всего, таким образом хотят заставить нас работать по тем специальностям, на которые сегодня мало кто после вуза устраивается. И для этого «мало кто устраивается», разумеется, есть причины: маленькая зарплата, плохие условия.

Взять сельское хозяйство. Общаясь с руководителями сельхозпредприятий, часто слышу, что главная проблема - кадры. Не хотят окончившие аграрный вуз молодые специалисты ехать на село работать. И трудно их в этом упрекнуть: жилья мало-мальски достойного нет, в школах не хватает педагогов, а в больницах врачей, о досуге во внерабочее время вообще говорить не приходится… И при всех этих прелестях жизни оплата за тяжелый труд на земле – копейки.

Представим чисто гипотетически, что выпускникам приходится выбирать профессию, которой они теперь вынуждены посвятить жизнь. И ни вправо, ни влево ступить нельзя. Многие ли подадут документы на поступление в сельскохозяйственные вузы? Не думаю. На что станут выживать учреждения высшего образования без студентов? Закроются. Что произойдет, если работать на селе будет некому? Продовольственный коллапс.

Ситуация может коснуться и других специальностей в вузах. Например, где смогут работать получившие диплом философы?

Выпускникам школ в 2015 году предстоит всерьез озадачиться выбором профессии, поскольку закончат вуз они аккурат в 2020 году, когда вступят в силу профессиональные стандарты. Сегодня востребованы инженеры. Но не получится ли как с юристами и экономистами, которых сейчас перебор, а чтобы найти толкового – нужно сильно постараться?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 10 декабря 2014

Заголовок в газете: Диплом без права передачи

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру