«Ситуация мне известна, - заверил на сессии Виктор Толоконский. - Комиссию я создавал еще летом, и ее члены выезжали в район. Они не выявили каких-то нарушений, предполагающих административную или уголовную ответственность. Но то, что ситуация в районе ненормальная, это совершенно очевидно. Я встречался со всей группой депутатов, главами сельских поселений. Ситуация остается сложной, в стороне мы стоять не можем. Мне требуется еще около месяца, чтобы по закону конструктивно эту проблему решить и нормализовать ситуацию. В январе готов доложить по этому вопросу».
Конфликт между депутатами и Сергеем Белоножкиным длится не первый год. «МК» посвятил множество публикаций происходящему в территории с попустительства главы. Имя Сергея Белоножкина часто всплывало в СМИ в связи со скандалами. То он якобы угодил в тюрьму в Таиланде за пьяный дебош. То оскорбил депутата райсовета Ирину Крайник и получил за это от ее мужа удар в нос. То в коттедж чиновника нагрянул спецназ (история темная, якобы связанная с проверкой причастности манских чиновников к хищениям из бюджета).
Но Манский район - лишь малая часть целого. Кризис местной власти давно стал распространенным явлением в регионе. Главная причина муниципальных конфликтов заключается в том, что главы района и администрации не могут поделить трон. Первый (избранный депутатами или населением) вроде властвует, но к казне не допущен, а без денег какая власть? Второй - назначен, в его руках распределение бюджетных средств, а значит и влияние. И все бы ничего, разгорайся эти междусобойчики в пределах чиновничьих кабинетов, но беда в том, что страдают жители этих территорий.
Памятна ситуация в Канском и Абанском районах, где конфликт во власти чуть не привел к политическому коллапсу. Туруханский район лихорадило так, что северяне в аномальные морозы рисковали остаться без отопления.
Теперь в повестке дня - Манский район и Минусинск. Город помидоров четыре месяца живет без мэра и главы администрации. На сессии, которая прошла на прошлой неделе, депутаты горсовета вновь «прокатили» кандидатуру градоначальника.
ХХХ
Помнится в конце прошлого года первый замгубернатора Сергей Пономаренко, курирующий вопросы местного самоуправления, говорил: «Участились случаи конфликтов на муниципальном уровне. Это подводит нас к необходимости реформирования местного самоуправления. Поставлена задача в 2014 году подготовить поправки в закон «Об общих принципах организации муниципального самоуправления». Я надеюсь, что произойдут системные преобразования, которые позволят в дальнейшем избежать такого рода конфликтов в территориях».
Под реформами, надо полагать, подразумевалось устранение двоевластия. В тот период о его вреде много говорили представители и исполнительной, и законодательной власти региона. Были предложения изменить уставы территорий.
Поправками краевая власть и вправду озадачилась. Однако, как выяснил «МК», к корню зла - двоевластию - они отношения не имеют. Просто в 2014 году Госдума рекомендовала регионам определиться с моделью управления в муниципалитетах. Федеральный закон ранее предлагал два варианта. Первый - прямые выборы главы территории населением (по такой схеме избирались мэры в Ачинске, Канске, Красноярске). Второй – выбор главы из числа депутатов городского или районного советов. В этом году регионы должны выбрать один из этих вариантов. И на сессии Заксобрания в понедельник большинством голосов (32 против 15) парламентарии во втором чтении приняли второй вариант.
Каким образом это поможет устранить конфликты власти в муниципалитетах, непонятно. Взять тот же Манский район. Там как раз действует вторая модель. Белоножкин избран из числа депутатов. Но избравшие его теперь не могут снять.
И о каких законных основаниях говорил губернатор, когда обещал разобраться через месяц?
«Чтобы отстранить главу, нужны доказательства нарушения им устава района, законов или доказательство противоправных действий, признанные судом, - прокомментировал «МК» член комитета по госстроительству и местному самоуправлению ЗС Николай Трикман, поднявший на сессии вопрос по Манскому району. - Только после этого на сессии депутаты могут принять решение об отстранении. Если отстраняют без суда, он вправе восстановиться в своей должности».
- То есть через месяц появится судебное решение, на основании которого можно снять Белоножкина?
- Не думаю. Скорее всего, он напишет заявление о сложении полномочий, он же понимает, что ему уже никто не доверяет, и губернатор недоволен ситуацией в районе.
А если Белоножкин не уйдет добровольно?
И как разорвать тот замкнутый круг, в который попали жители Минусинска?
И можно ли гарантировать, что политический конфликт, от которого еще не так давно потряхивало Туруханский (Канский, Абанский…) район, больше не повторится?
Ответов на эти вопросы принятые на сессии поправки, судя по всему, не дают. И к «системным преобразованиям, которые позволят избежать конфликтов в территориях» (по С. Пономаренко) они вряд ли приведут.