Райсоветы демонстрируют распущенность

Местное самоуправление делит активы, не покладая рук

 Абанский райсовет готовится к роспуску - соответствующее решение подготовлено краевым правительством, передано в Законодательное собрание и должно быть рассмотрено депутатами на ближайшей сессии. Если региональные парламентарии это решение подтвердят, будут назначены новые выборы совета.

Сказать, что новость для политической жизни региона громкая или из ряда вон - нельзя. И причины для территориальных парламентов вполне тривиальные: кворума на сессиях не было пять месяцев, тогда как по закону для роспуска достаточно и трех. Краевым избранникам не привыкать к рассмотрению таких вопросов. Но именно эта рутинность очередного районного коллапса придает ему драматизма.

Местное самоуправление делит активы, не покладая рук
Рисунок: Анатолий Самарин

 О том, как это бывает, «МК» писал не раз. За полгода - две сессии без кворума, переговоры с краевой властью, регулярные визиты полпреда губернатора. Как говорят источники в районной администрации, последней каплей стала сессия, которая должна была состояться 23 августа. На нее явились всего 14 депутатов из 30. В повестке между тем была долгожданная корректировка бюджета. Не случилось.

Краевые депутаты отнеслись к решению правительства настороженно. Зампредседателя профильного комитета по госстроительству и местному самоуправлению Алексей Клешко с тревогой вспоминает опыт 2010 года, когда распустили Канский райсовет. И противопоставляет ему совсем недавний опыт. «Например, в Туруханском районе, где также возник кризис местной власти, делать этого не стали. Жизнь показала, что мы не ошиблись – ситуация в районе нормализовалась», - рассказал депутат в федеральных СМИ.

Автору этих строк довелось побывать на августовской сессии в Туруханске, поэтому мне не хватит воображения понять, что в понимании депутата значит «нормализация ситуации». Во-первых, сессия собралась впервые за три месяца. Во-вторых, на ней присутствовали лишь 10 депутатов из 21. Кворуму не бывать, если бы не изобретательность на грани фола: глава администрации Владимир Васильев, сложивший депутатские полномочия еще в мае, на время сессии вновь стал как бы депутатом. Хотя все-таки, наверное, за гранью: местная оппозиция передала заявления, требования, прошения во все органы - в прокуратуру, в следственный комитет, губернатору, полпреду, премьер-министру РФ - с целью признать сессию незаконной.

Ситуация, насколько представляется, патовая. Не признают - плохо, будет прецедент для административного произвола в других территориях. Органы самоуправления любят перенимать друг у друга опыт «политической борьбы»: туруханские депутаты, к примеру, готовили демарш по Абанскому сценарию (собрали более тридцати заявлений на выход из «Единой России»). Если под «нормализацией» иметь в виду доведение до среднего по палате градуса безумия - тогда действительно ситуация нормализовалась.

Признание сессии несостоявшейся - тоже плохо. На ней была утверждена августовская корректировка бюджета, средства из финансового департамента уже отправлены по расписанным направлениям. В общем, либо политическая справедливость, либо финансово-экономическая. Третьего не дано.

ХХХ

Не сказать, что краевая власть ничего с муниципальными кризисами не делает. Во всяком случае, за те годы, когда политические пертурбации в районах стали чем-то обыденным, в сером доме существенно изменили тактику. В 2010 году край действовал куда авторитарней. В Канском райсовете большинство депутатов отвергли кандидатуру Бориса Цуканова на должность главы района, рекомендованную лично губернатором Львом Кузнецовым и краевым руководством «Единой России». Проголосовали за другого единоросса - Александра Антоненко. С тех пор верные региональной власти депутаты на сессиях не появлялись, а когда состоялось заседание краевого президиума ЕР, то отчитали не их, блокирующих работу региона, а «неправильно» проголосовавших.

В том же году в Бородине на мэрских выборах победил эсер Анатолий Борчуков, а не кандидат краевой администрации - экс-градоначальник Василий Климов. Он избрался председателем райсовета и начал активно противостоять исполнительной власти. Бородинский конфликт разрешился уже полюбовно: губернатор прикрикнул на обоих, чтобы не занимались глупостями и готовились к зиме.

В прошлом году, когда в Минусинске оппозиционная коалиция городского совета блокировала выборы мэра, краевая власть сохраняла нейтралитет. А в Туруханском районе даже пошла на уступки - ведущий холодную войну и с серым домом, и с местной элитой глава Анатолий Бардюков согласился уйти в отставку только при условии, что уйдет и его главный противник, краевой ставленник и первый замруководителя администрации района Андрей Кузубов (родной брат бывшего первого замгубернатора). Администрация края на это согласилась. Возможно потому, что развернувшаяся на туруханской территории «Ванкорнефть» перешла от стадии строительства к эксплуатации, и капитализация местной экономики резко уменьшилась.

Как бы то ни было, нынешняя ситуация в Туруханском районе считается приемлемой. «Нормализованной». Хотя что поменялось с приходом нового главы Анатолия Голодеда? С точки зрения местных хозяйствующих субъектов, пожалуй, многое: теперь работу райсовета бойкотирует уже другая группа депутатов, та, которая при Бардюкове исправно посещала сессии и голосовала должным образом. Уверяют, что новый глава хочет всю власть прибрать к рукам. Про старого говорили то же самое.

А что же в Абане? У главы района Михаила Кривицкого? «У него советский тип «телефонного управления». Все решается по телефону, в устной форме, по негласным договоренностям и при этом с максимальной концентрацией власти в одних руках», - считает депутат Абанского райсовета Станислав Завалин. В общем, от перемены кадров сумма не меняется. Как говорится, паны дерутся - у холопов чубы трещат. Важные для населения вопросы по-прежнему решаются в районах как что-то второстепенное на фоне дележа активов и перехватывания финансовых потоков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру