Законопроекту предстоит долгий путь. Сначала документ поступит в Совет думы, где для его рассмотрения будет назначен комитет. Если здесь законопроект примут - он будет вынесен на голосование. Весь этот процесс может занять годы.
«На мой взгляд, предлагаемая норма заведомо противоречит Конституции, - считает депутат ГД от Красноярского края Валерий Зубов. - Но даже если она пройдет, я буду голосовать против». По мнению парламентария, законопроект бесполезен и на ситуацию в местном самоуправлении не повлияет. «Взрослые люди раз приходят на сессию, два приходят. И тут выясняется, что у них ни лопаты нет, ни граблей. То есть на местном уровне абсолютно нет ресурсов, которые можно было бы рационально распределить. Формально это орган местного самоуправления, но реально он ничем не управляет, - говорит Зубов. – Например, в Ачинске на низовом уровне есть хоть какие-то полномочия, а вот Канск, Минусинск – это абсолютно обескровленные территории. Придут другие депутаты – ситуация не изменится».
В скандальном Туруханском районе, где недавнее противостояние районной власти и руководства «Туруханскэнерго» чуть было не привело к роспуску депутатов (сессия не собиралась почти четыре месяца), к инициативе краевых коллег отнеслись более благосклонно. Хотя тоже скептично. «Инициатива хорошая, депутаты будут большую ответственность перед избирателями чувствовать, - уверена зампредседателя райсовета Надежда Дашкова. – Но нужно не только карающие меры применять, надо менять систему власти. Точнее, двоевластия. Конфигурация - глава района плюс глава администрации - не показала себя работоспособной, многие конфликты выходят из нее, и депутаты как правило принимают ту или иную сторону, что ведет к расколу корпуса».
В Туруханске ли не знать: именно конфликт между двумя главами привел к роспуску предыдущего совета.
ХХХ
«Вообще-то пример в бойкотировании сессий подали у нас сторонники ныне действующего главы района, и он сам, - вспоминает еще один местный депутат, главный специалист отдела по экономической безопасности ОАО «Туруханскэнерго» Александр Чалкин. – А сейчас уже я в той группе, которая саботировала (как бы стыдно мне ни было произносить это слово) работу совета. К законопроекту ЗС у меня двойственное отношение. Сессии срывать, может, и нельзя, все-таки нас избирали – но каким другим способом можно удалить главу, если он ведет политику разрывания района на части? Парламентским способом это сделать почти невозможно, закон защищает руководителя, нужны две трети голосов депутатов за отставку. А как это возможно, если и избирается глава теми же депутатами?» Сейчас Чалкин и еще восемь народных избранников пошли на крайние меры – написали заявления о выходе из депутатского корпуса. Если их удовлетворят, то райсовет, видимо, все-таки будет распущен.
- У нас слишком многое понапутано в законодательстве, оно не отрегулировано и не продумано. Прежде всего нужно ввести прямые выборы главы района, чтобы народ, а не депутатский корпус выбирал, - уверен глава территории Анатолий Голодед. - Предложенную Заксобранием меру я поддерживаю. Если уж избрался, то будь добр, приезжай на сессии, голосуй, выражай свое мнение. Но одна эта мера вопроса не решит, нужно всю систему приводить в порядок.
- Так при прошлом главе вы сами были в оппозиции, не приезжали на сессии, не голосовали.
- Случай случаю рознь. Бывший глава неправильно себя повел: начал на каждого депутата района собирать досье, чтобы мы голосовали так, как он скажет. Кому это понравится? У нас так не делается. Вот бывают такие ситуации, когда прижимают капитально, когда невозможно вздохнуть. Он не давал нам выразить свою мысль правильно. Что же еще оставалось делать?..
ХХХ
«У нас с местным самоуправлением перемудрили до полной потери управляемости, поэтому и возникают такие странные предложения, - полагает политолог Сергей Комарицын. - Нужно просто вернуться к старой схеме, когда у всенародно выбранного главы есть реальные полномочия». По мнению Комарицына, инициированная ЗС поправка противоречит Конституции и юридической экспертизы не пройдет. «В свое время, когда были прямые выборы губернаторов и мэров, существовала такая технология: глава региона или города неожиданно уходит в отставку – и на объявленных выборах выставляет свою кандидатуру, - рассказывает политолог. – Весь дискурс в его руках, оппоненты не готовы. Тогда тоже пытались ввести норму, по которой досрочно ушедшие не имели право выставлять свою кандидатуру. Ничего не вышло».
Наверное, неслучайно у каждого находится свой рецепт, как вернуть территориям управляемость. Только в прошлом году распущен абанский представительный орган, хронически критична ситуация в Туруханском райсовете, с недавних пор – еще и в Манском. До этого были Канск, Минусинск, Игарка, Бородино. Список можно продолжать. Политический кризис на территориях региона давно обрел системный характер. Но предлагаемая поправка не только не меняет систему, но и фактически утверждает ее, предусматривая карательные меры за выпадение из нее…
«А вообще довольно смешно, что законопроект представлял единоросс Алексей Клешко, - рассуждает Валерий Зубов - А кто принял такой закон о бюджете, что местное самоуправление становится практически ненужным? ЕР. Какая единственная фракция в Госдуме из года в год голосует за этот бюджет, когда остальные голосуют против? ЕР. Так может пусть они лучше по-партийному там у себя разберутся, чем законодательство ломать?»