Зыковский сельсовет - это три населенных пункта: деревни Кузнецово, Лукино и административный центр село Зыково. Первое на пути следования – Кузнецово. От микрорайона Верхние Черемушки до него, что называется, рукой подать – пять минут на машине. Советский призыв - стереть грань между городом и деревней - здесь воплотился сам собой, утратив, правда, первоначальный смысл. Красноярские дачи плавно перетекают в луга, где расположились гольф-клуб, частный аэродром, строящиеся коттеджные поселки и собственно деревня. Через нее идет дорога на Лукино и Зыково. У домов, как водится, выставлены на продажу продукты: дары огорода, молоко. Деревня растянулась вдоль дороги, в ее центральной части поворачиваю на грунтовку, чтобы углубиться. Но «глубоко» не получается, через несколько домов улица заканчивается и на фоне леса взору предстает несанкционированная обширная свалка мусора. На ней мирно пасутся коровы, пихают морды в кучи, ворошат их и снова поднимают головы, сонно что-то пережевывая.
По дороге, что вдоль свалки, идут две женщины. Здороваюсь, представляюсь, в ответ доброжелательные улыбки, но услышав вопрос о работе власти в сельсовете, доброта с усталых с деревенским загаром лиц исчезает. «У нас ребенок инвалид, Джурко обещал: «Я вам помогу», дрова там и что другое. Ни дров, ничего не исполнил. Он многим здесь что-то обещал и ничего не сделал. Самая главная проблема в деревне – постоянные перебои с электричеством. В одиннадцать утра отключают и только в пять вечера включают, а у нас по улице, где живем, у всех маленькие дети. Детских площадок нет, они бегают, как беспризорники. Работы нет, люди в Красноярск ездят, а автобус такой дорогой – 35 рублей билет до Красноярска и по городу девятнадцать. Много чего обещает, а ничего не делает. Не хочу даже говорить о нем», - резко обрывает разговор женщина постарше, энергично разворачивается и уходит.
На выезде из Кузнецова асфальт заканчивается. Дорога до Лукина – настоящее испытание для автомобиля и нервной системы. «Тот, кто выбирал материал для отсыпки гравийки, явно решил сэкономить и взял самый дешевый», - злобно строю версии, глотая пыль. Вдруг из-под земли выпрыгивает асфальт – Лукино.
На протяжении всей деревни ни одного человека, можно подумать, что вымерла, но поверить в это не дают холеные усадебки, которые чередуются с вросшими в землю избушками. Возле одной из них замечаю бабушку. Несмотря на возраст, пенсионерка следит за событиями в мире, знает про санкции в отношении России и про выборы в сельсовете. «Бывало, электричество без предупреждения выключат, в холодильнике продукты портятся, - сетует Людмила Назаровна. - Когда выборы были, проблем не было таких, приезжали к нам с концертами, чаепития делали. Не будете голосовать, говорили, дома скупим, а вас в Овсянку увезем. Ходим, голосуем». Разговаривать с пожилым человеком тяжело. Мои вопросы о том, кто угрожал увезти в Овсянку и зачем (уж не в психоневрологический ли диспансер?) остаются без ответа: то ли не слышит, то ли не хочет отвечать.
От Лукина до Зыкова - три километра. Село впечатляет размерами. Есть здесь даже пятиэтажки. Возле одной из них на лавочке скучают дамы на пенсии. «Дороги все в рытвинах, идешь и смотришь, как бы ноги не сломать. Траву не косят, все заросло, никому нет дела», - оживляются соседки. И тут я замечаю: то, что поначалу приняла за утопающие в зелени кварталы, на самом деле – бурьян. Им поросли не только дворы и газоны, но даже козырьки подъездов.
На улицах Зыкова более или менее многолюдно. Лидия Николаевна торопится домой с пустыми банками – пора засолок. «Сейчас перед выборами ямки на дорогах подлатали кое-где, - знакомит с местной жизнью женщина. - Проблемы с мусором в частном секторе. Контейнеров там нет, люди выносят и ставят около дома. Раньше регулярно вывозили, раз в неделю машина проезжала, а теперь, бывает, по две недели мусор не собирают. Когда Джурко первый раз выбрали главой, я сама ходила к нему, ругалась насчет мусора. Пообещал, что решит вопрос. Потом, когда его выбрали, – тишина. Прихожу, спрашиваю: когда же решится вопрос? А он мне: «Можно подумать, дел мало, как только о вашем мусоре думать!» Я оторопела, говорю, что приду к сельсовету и вывалю мусор. Так и сделала. Два раза приходила и выбрасывала мусор в небольшой ров у администрации сельсовета. Помогло».
«Судя по виду поселка, не делается ничего, - размышляет о работе сельсовета молодая мама Елена. - Дороги не чистятся зимой, не подметаются летом. Правда, перед выборами вот площадку детскую сделали, и на том спасибо, есть теперь, где детям поиграть. Поселок большой, молодежи много, детей много, из города приезжают, покупают дома, а поселок не развивается совсем никак. Есть ведь свой завод кирпичный, построили бы общежитие для молодежи и сказали: работайте на заводе, отрабатывайте комнаты, так ведь нет. Если после выборов останется прежняя власть, мы будем очень расстроены».
ХХХ
Такие поездки – лучшая возможность узнать, как живет территория. В информационном поле Зыково встречается лишь в связи с двумя событийными поводами, широко обсуждавшимися, и оба они скандальные. Прошлой осенью СМИ края писали, что глава администрации сельсовета попал в поле зрения правоохранительных органов по подозрению в том, что заплатил частной компании четыре миллиона рублей за сбор и транспортировку отходов, которые не были произведены. Второй повод – конфликты на кирпичном заводе со стрельбой. На первый взгляд, эти случаи не имеют отношения к главе сельсовета. Но лишь на первый.
Власть в этой территории, как и в большинстве других, двуглавая. Глава сельсовета пытается ужиться с главой администрации. Первый избирается народом и согласно закону «О местном самоуправлении», выполняет представительские функции. Второй, назначаемый, – подписывает документы и распоряжается бюджетом. О том, какие проблемы возникают от такой власти, «МК» писал не раз. Некоторые территории уже готовы к тому, чтобы пересмотреть свой устав и сломать эту систему. Но все непросто. Между тем из подобной схемы власти многие избираемые главы научились уже извлекать выгоду. Главное - вовремя заявить: мое дело – сторона, я не делю бюджет, все вопросы к главе администрации. Помнится, глава Манского района Сергей Белоножкин, когда я хотела получить ответ на претензии местных жителей, связанные с проблемами в районе, таким макаром и открещивался: его функции, мол, представительские. Де-юре вроде правильно. Но де-факто получается, глава – все равно, что свадебный генерал. Возникает вопросы. Зачем тогда он нужен? И где его зона ответственности?
Вот, к примеру, тот же Валерий Джурко. Как так получилось, что глава администрации в его сельсовете попал под подозрение правоохранительных органов? Почему Валерий Дмитриевич не проконтролировал, на что были потрачены четыре миллиона и какая от них польза жителям? Да, он не распоряжается финансами, но разве не глава отвечает за то, что происходит во вверенной территории?
Ведь люди, голосуя за кандидата, доверяют ему свое благополучие, связывают с его именем надежды на то, что жизнь станет лучше. Представительские функции – это не трон, а очень серьезная работа по взаимодействию с вышестоящими органами власти, с местными ведомствами. Разве не он должен убеждать местных депутатов активнее работать на благо людей? Чтобы оправдать ожидания избирателей, нужно добиваться решения проблем, находить для этого средства, требовать внимания к территории. Тем более, что «наверху» готовы помогать.
Как рассказали в администрации Березовского района, здесь хорошо знают о ситуации в Зыковском сельсовете. «Проблема номер один – нехватка мест в дошкольных учреждениях, - поделилась с «МК» заместитель главы администрации по социальным вопросам Татьяна Голованова. – В очереди 476 детей. На деньги из федерального бюджета будет высвобождаться здание бывшего детсада, где сейчас располагается музыкальная школа и сельская библиотека, их переселят. Это даст 120 мест. В поселке Березовский откроются дополнительно группы кратковременного пребывания на 60 мест. Другая проблема – жилищный вопрос. В очереди на получение жилья по соцнайму 69 семей. В Березовке идет строительство жилого дома по программе переселения граждан из ветхого жилья. Из Зыкова планируется переселить восемь семей. Три семьи стоят на учете по краевой программе «Обеспечение жильем молодых семей». Три уже получили соцвыплаты на приобретение жилья. В рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы» в очереди на получение соцвыплат для приобретения или строительства жилья стоит тоже три семьи».
В администрации района пояснили, что в зоне ответственности сельсоветов - ремонт внутрипоселенческих дорог, обеспечение населения водой, электроэнергией. Понятно, что в территориях денег мало, но это повод не для жалоб, а для поиска новых возможностей. И то, насколько результативен будет этот поиск, зависит прежде всего от первых лиц районов и сельсоветов.