Признаюсь, сделать интервью с Клеймицом - огромная журналистская удача. Он мало выходит из дома, говорит, что «болит всё, кроме мозгов». Рассказывать о событиях полувековой давности соглашается редко. Мне повезло — Клеймиц сам позвонил в редакцию и предложил рассказ о своём сподвижнике, которому в этом году исполнилось бы сто лет - Леониде Семеновиче Самойлове. Разговор вышел за пределы темы.
Сто лет вне одиночества
Илья Клеймиц ушёл из краевой филармонии в прошлом году, в возрасте 90 (!) лет. Чем занимался? Консультировал руководство. Сейчас ветеран культуры живёт один, в некогда пафосной «сталинке» в самом сердце Красноярска. Дом с историей. К примеру, здесь обосновался Петр Ломако, бывший нарком и министр цветной металлургии СССР, а позже - председатель Красноярского совнархоза, при нём велось строительство гигантов индустрии. Позднее дом заселили артисты театров…
Илья Лазаревич сам себя обслуживает, по хозяйству помогают невестка-пенсионерка и взрослая внучка - родственники живут в его первой легендарной квартире (в соседнем подъезде), где некогда сам он жил в согласии и любви с женой – актрисой драмтеатра. Там они принимали высоких гостей, например, певицу и пианистку Нани Брегвадзе.
Его жильё лишено ярких примет знакомства с великими и могущественными. Фотографий мало, в основном - жены Нины Дмитриевны Никифоровой, в честь которой на доме шесть лет назад размещена памятная табличка. «Она была известной актрисой, членом Комитета советских женщин, который возглавляла Валентина Терешкова», — рассказывает Илья Лазаревич.
Они с женой переехали в Красноярск из Иркутска в 1950-х. Леонид Самойлов приехал с ними – и затем в Красноярске 16 лет руководил театром музыкальной комедии, а после - 12 лет - филармонией. Но первым из команды друзей-иркутян сюда перебрался худрук создаваемого тогда в крае ансамбля танца Михаил Годенко.
«Кто такой Самойлов? Он был выдающимся деятелем: очень много сделал для театра – пригласил в труппу артистов, которые прошли, например, школу Большого театра в Москве. Позднее, в 1984 году, филармония обзавелись новым зданием – комплексом из Большого и Малого концертных залов. Тогда Самойлов получил новое назначение и стал её руководителем. А я в это время работал в филармонии худруком (с 1972 года). До этого организация находилась в нынешнем здании магазина «Пассаж» на проспекте Мира, где в четырёх кабинетах ютились все сотрудники, а в зале репетировали годенковские танцоры. Еще раньше в крае культурой ведало Концертно-эстрадное бюро, его деревянное здание стояло на месте нынешнего скверика возле драмтеатра», — говорит ветеран. Но, по словам Клеймица, культура, несмотря на скромные помещения, развивалась в регионе стремительно.
Лучшие гастролёры и исполнители страны побывали на сценах края – это Святослав Рихтер, Игорь Ойстрах, Растропович и Вишневская, Магомаев и Синявская, оркестр Юрия Силантьева… На удивление: Красноярск – в ту пору закрытый для иностранцев город — иногда принимал артистов из братских зарубежных республик.
Но и красноярские деятели не оставались незамеченными. К примеру, были созданы концертно-лекторийные группы, которые давали выступления перед селянами. «Их концерты выкупали за 72 рубля районные власти за счет крайкома партии. Всё это оплачивалось, как ты говоришь, за счет КПСС», — вспоминает Клеймиц.
Именно при Самойлове в филармонии проходили коммерчески успешные гастроли столичных эстрадных исполнителей, театров со звёздным составом (МХАТ, Сатиры, Малой Бронной во главе с Эфросом, Советской Армии, Моссовета), а средства направлялись на приглашение звёзд симфонической музыки, солистов и дирижёров. Высокие жанры перемежались с «народными», места хватало и знаменитостям, и начинающим артистам. Для этого была сформирована среда, которую во многом определяло тогдашнее руководство края. Если нужны были деньги для приглашения мега-звезд – средства выделялись, как и жильё для артистов. «Банком» была казна КПСС.
Лена Мироненко, Володя Ланде и Гена Рукша
Сейчас традиции 1980-х в новых экономических условиях продолжают новые люди.
«Вчера звонила Лена Мироненко (министр культуры края, – «МК»), советовалась по одному вопросу. Сегодня – Гена Рукша (экс-министр культуры края, – «МК»). Мне многие звонят… На 90-летие тут была целая делегация – губернатор Виктор Александрович Толоконский, спикер ЗС Александр Викторович Усс, депутаты, даже президент Владимир Владимирович Путин прислал телеграмму», — говорит Клеймиц.
Вообще, большинство деятелей культуры для него – просто Лены, Володи и Гены. «Мне скоро сто лет будет, поэтому называю всех по уменьшительным именам», — поясняет Илья Лазаревич. Но если речь идёт о начальниках, они – по имени-отчеству. «Вот недавно в оркестре появился новый дирижер Володя Ланде. Директор филармонии Юля Кулакова пригласила его на один концерт, куда приехал и губернатор. После выступления Ланде губернатор на следующий день пригласил его к себе и предложил возглавить оркестр. Его, конечно, уже знали артисты, искусствоведы. Но Ланде пока известен краевой публике в одной ипостаси — как дирижер. А ведь он еще и высочайшего мирового класса гобоист! Ланде недавно выступал как солист на концертах у Валерия Гергиева и Юрия Темирканова».
По словам Клеймица, это большая удача для края, что оркестр, созданный некогда Иваном Шпиллером при поддержке тогдашнего главы края Павла Федирко, ныне возглавил маэстро Ланде. Ведь в истории прославленного коллектива не всегда было безоблачно. Одним из крайне неприятных скандалов в культуре последних лет Клеймиц назвал именно уход предшественника Ланде — Марка Кадина. Но подробности оставил за «кадром» — похоже, он готов делиться только лучшими воспоминаниями. Или, в крайнем случае, забавными. Но никак не постыдными…
Крыша, Пугачёва и баран
«В 1970 году по инициативе Самойлова пригласили Аллу Борисовну, — открывает малоизвестные страницы биографии Пугачёвой Клеймиц. — Никто её не знал: на открытии Краевого дома политпросвещения (сейчас это здание краевого суда) в зале на тысячу мест ей пришлось выступать в составе квартета из четырёх девочек. Первое отделение – симфоническая музыка, во втором — девчата. Группу прислали из Москвы. Вряд ли об этом кто-то помнит… Потом, через пять лет она зазвучала на весь СССР с песней «Арлекино».
В 1975-м Самойлов звонит в Москву, и она приезжает на гастроли… Худенькая, маленькая, приехала со вторым мужем – Павлом Слободкиным и его «Весёлыми ребятами» на неделю. В театре музыкальной комедии они работали по два концерта в день! Все билеты на них были проданы за день. Причем «Арлекино» она пела в конце каждого выступления на бис по пять раз подряд – до потери сознания! Народу! Зал орал! Даже Павла Стефановича Федирко и его жену мы заводили через черный ход, потому что площадь была запружена людьми, милицией… Дело дошло до того, что какие-то ловкачи разобрали крышу над сценой и на веревках спустились, чтобы попасть на концерт».
История визита Пугачёвой в Сибирь в советские годы долго оставалась тайной. Тогда, в 1980-е, в соседней Тыве местное руководство после гастролей презентовало звезде центнер баранины. А летели артисты обратно в Москву через Красноярск. Только при поддержке красноярского филармонического начальства певице удалось перегрузить деликатес на московский рейс и доставить его в столицу на радость коллегам. Мясо раздали друзьям Пугачевой. Жаловался, по воспоминаниям Клеймица, лишь Лев Лещенко – он был на гастролях и заветную пайку из Тывы не получил…
Пугачёва много раз выступала в Красноярске. Ещё одна поездка легенды российской эстрады оказалась трагикомичной, хоть и связана была с большой политикой. Шла предвыборная борьба между Валерием Зубовым и Александром Лебедем, певица поддерживала Зубова. Но когда узнала, что победил Лебедь, она развернула машину из аэропорта и вернулась на инаугурацию — приветствовать нового губернатора.
Власть искусства
Главы региона играли ключевую роль в развитии культуры. Лидерство в покровительству искусству остаётся по-прежнему за советским парткомом. «Федирко, он вообще так любил культуру! - вспоминает Илья Лазаревич. – Чуть ли не каждый день, как помнится, ходил на какие-либо события, концерты. При нем искусство в регионе процветало. Из последующих руководителей отмечу заместителя губернатора Лебедя по социальным вопросам Надежду Кольбу. Она водила своего шефа на симфонические концерты. Помню, первый раз он пришёл в БКЗ в бабочке, которая на Лебеде смотрелась весьма странно… Кончается выступление, он выходит к нам и говорит: «Знаете, мне показалось, что началась очередная война! Не понял, где нахожусь!» Потом привык… Внешне Лебедь представлял грозную фигуру, как мне видится, а внутренне он был очень чувственным человеком.
Федирко отличается от нынешнего губернатора Толоконского - временем! Тогда была «диктатура пролетариата»: Павел Стефанович при тех порядках ни с кем не советовался! Но самое главное – деньги! Сейчас вам дают сто рублей, к примеру, и говорят, купите автомобиль, а сделать это невозможно… Бюджет, законы… А Федирко говорил: вы мне скажите, сколько стоят гастроли звезд, - и выделял партийные деньги… Они похожи: Виктор Александрович часто ходит на разные концерты, мероприятия, чего не было с его предшественниками в последние годы. Это очень важно, когда глава региона поддерживает эту значимую для социальной жизни города и края отрасль», - заканчивает повествование Илья Лазаревич.
ХХХ
Напоследок интересуюсь: как сохранить ясную память и дожить в полной дееспособности почти до ста лет? Илья Клеймиц смеётся: не знаю, мол, «котлеты вот люблю только». «Можно ли это считать единственным секретом?» — продолжаю допытываться. «Я счастливый человек! Или просто – влюблённый в искусство!», — откровенничает ветеран. Может, и правда, это его личный секрет долгожительства - любовь к искусству?