Фронтовик оказался профсоюзным боссом

Сибирского десантника перебросили из-под Киева в Корею

 Ветерана Великой Отечественной войны Федора Ивановича Вахрушева удивило появление в его доме корреспондента «МК». «Никаких подвигов я не совершал», - словно оправдывался фронтовик. Скромность, с которой рассказывает о себе человек, возглавлявший в советское время Совет профсоюзов Красноярского края, нетипична для нынешнего времени. Нетипичны и суждения 89-летнего пенсионера о происходящих событиях.

Сибирского десантника перебросили из-под Киева в Корею
Десантник, стрелок-автоматчик, коммунист и профсоюзный лидер Федор Вахрушев. На заднем плане: Маньчжурия, 30 сентября 1945 года. Фото из архива ветерана

И страх помогал воевать

О войне Федор Иванович рассказывает неохотно. Словно с листа читает свою биографию. «В 1943 году был призван в армию, в Астраханское военно-пехотное училище. Проучился полгода, и отправили в десантные войска, которые готовили к отправке под Киев, где шли жестокие бои».

Не начни я задавать «наводящие вопросы», так и осталось бы за кадром, что на войну Вахрушев попал в 17 лет, что было страшно прыгать с парашютом, что в бой шли не только из патриотизма и не за славой, но и из страха.

«Тяжело было в десантных войсках, - вспоминает ветеран. - Там обязательные прыжки с парашютом. Первый раз не было боязни, потому что непонятно что и как, а вот последующие прыжки - их было шесть - страшно. Особого желания прыгать не было, а куда денешься? Очередь идет в открытую дверь самолета. Друг за другом солдаты, подошла твоя очередь – прыгай.

Отправки на Киев мы прождали на аэродроме четверо суток в полной боевой готовности. Но нашу посадку отложили и отправили пехотой в Белоруссию. Когда там стали войска расформировывать после Победы, меня отправили в 141-й танковый самоходный полк стрелком-автоматчиком. Этот полк формировали для отправки на восток.

Участвовал в освобождении Муданьцзяна (Маньчжурия), где получил боевую награду – медаль «За Отвагу». Потом перебросили в Северную Корею, оттуда я и демобилизовался. Шесть лет прослужил в армии. Никаких подвигов и заслуг у меня нет кроме этой медали».

- В бой идти, наверное, было очень страшно; как настраивали себя, чтобы не спасовать, не дать страху завладеть собой?

- Страшно было, это верно, а куда деваться? Приходит приказ: такая-то точка - наступайте. Не будешь наступать, тогда тебя уничтожат. Фронтовые сто граммов давали перед каждым боем, чтобы дух поднять, но все равно было страшно. Страх же и гнал в бой. Страх перед государством был, что могут в лагеря отправить. Нагоняли страх на солдат. Были политические статьи, например, «Измена родине».

…По этой статье в 1929 году был арестован отец Федора Ивановича. Забрали его за то, что в кругу приятелей выказывал недовольство происходящим в стране. В лагере он и умер. Позже его реабилитировали, вернули доброе имя, но судьба семьи была покалечена. Когда отца арестовали, мать с тремя маленькими детьми (Федору было тогда четыре года) выгнали из собственного дома, отобрали все. Чтобы выжить, приходилось даже просить милостыню.

Профсоюзная стройка

Вернувшись на родину, в город Заозерный Красноярского края, Федор Иванович устроился в районный земельный отдел, где работал до войны счетоводом - теперь его назначили бухгалтером. Через некоторое время молодого фронтовика пригласили работать на слюдяную фабрику, избрали председателем фабричного профсоюзного комитета. Потом была учеба в Свердловске - в Высшей школе профдвижения ВЦСПС. Получив диплом экономиста по труду и заработной плате, Вахрушев вернулся в Красноярск, где ему предложили возглавить краевой комитет профсоюзов строителей.

Крупные стройки края проходили под контролем Федора Ивановича. «За строительство санатория «Красноярское Загорье» вручили мне орден Трудового Красного знамени. Павел Стефанович Федирко руководил тогда Красноярским краем. До этого я занимался строительством Ачинского глиноземного комбината, Красноярского алюминиевого завода, треста Промхимстрой. Три ордена Знак Почета получил за эти объекты», - вспоминает ветеран. Когда выбирали секретаря Совета профсоюзов края, кандидатуру Вахрушева утвердили без вопросов. Семь лет он возглавлял организацию, которая защищала профессиональные права жителей региона.

- Разве в советское время между работниками и работодателями могло быть какое-то противостояние?

- Всякие были дельцы. В основном, конечно, нормальные взаимоотношения с работодателями сохранялись у работников, но встречались и такие, которые попирали права рабочих: ущемляли в зарплате, например. Люди обращались в профсоюз, проводилась проверка, и восстанавливались права.

- Хочу ещё спросить о войне. Сегодня много говорят о возрождении патриотизма. Как вам кажется, современное общество могло бы так же, как люди вашего поколения, дать отпор врагу?

- Я уверен, что и сегодня люди встали бы на защиту родины, семьи. Патриотизм у народа никуда не делся, он был и он есть. Может быть, с патриотизмом есть проблемы у тех, кто говорит о его возрождении, - не знаю.

- Как вы относитесь к идее установить в Красноярске бюст Сталину, находящийся сейчас в крайкоме КПРФ?

- Отрицательно. Сталин был деспот, столько уничтожил людей… Говорят, что войну выиграл Сталин, ничего подобного! Это сделал народ. Сколько людей погибло! Он уничтожил основной состав партии - всех заместителей Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарова, Рыкова. Хрущев в своём четырехтомнике мемуаров о нем много писал. Правильно сделал Хрущев, что его из мавзолея убрал.

- Странно это слышать от коммуниста…

- Я вступил в партию в августе 1947 года и до сих пор остаюсь ее членом. Регулярно плачу партийные взносы - 30 рублей в месяц. Раньше сам ходил, теперь ноги сильно болят (только из госпиталя выписался), из районной парторганизации последнее время стали приходить на дом.

- Чем вам помогают в районном комитете?

- Ничем. Конфеты к празднику дарят.

- И зачем вам такая партия, которая о вас не заботится, а только деньги собирает?

- Вы знаете, когда вступал, верил в партию. Много произведений Ленина прочитал. У меня своя партийная библиотека есть. Целая этажерка…

- В канун 70-летия Победы в России много говорят о ветеранах. На деле ощущаете заботу?

- К празднику краевая власть выделила участникам и инвалидам Великой Отечественной войны по 50 тысяч рублей, федеральная – по семь тысяч.

- Не думала, что профсоюзный босс, пусть и на пенсии, может жить в небольшой скромной квартире. Власти района интересовались, чем вам помочь, предлагали ремонт сделать?

- Да, надо было бы подремонтировать квартиру, там вон плитка отвалилась. Но я не обращался. Не привык помощи просить. А так не звонят, не спрашивают.

- 9 Мая на парад пойдете?

- Хочу сходить. Каждый год ходил. Удастся ли, нет - не знаю, надо сначала дожить… Мало нас осталось.

Сюжет:

70 лет Победы

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2015

Заголовок в газете: Сибирский десант: из-под Киева в Корею

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру