Пляски под его дудку

Михаил Годенко «был диктатор в своем творчестве»

 Со дня рождения художественного руководителя и главного балетмейстера Красноярского государственного ансамбля танца Сибири Михаила Годенко прошло 95 лет. Его не стало в 1991 году. Но знавшие мастера современники не говорят о нем в прошедшем времени, считая, что он навсегда есть у Красноярска. Созданный им ансамбль, по признанию, например, деятелей искусства Новосибирска, вызывает зависть соседних регионов. А самым верным мерилом величины личности этого человека служит народное признание. Напомним, в прошлом году, в честь 80-летия Красноярского края было решено установить в его столице два новых памятника. Претендентов выбирали более чем из двадцати известных красноярцев. Голосование проходило в социальных сетях. Годенко стал безоговорочным лидером.

Мы решили, что никто не расскажет лучше о великом человеке, чем те, кто был лично знаком с ним.

Михаил Годенко «был диктатор в своем творчестве»
Фото из архива Красноярского государственного ансамбля танца Сибири

 «В Козульке нужно танцевать так же, как в Париже. Только еще лучше»

Михаил Годенко

Илья Клеймиц, заслуженный работник культуры России, художественный руководитель Красноярской краевой филармонии (1972-1986 гг.):

- Михаил Семенович в 1963 году стал художественным руководителем Красноярского ансамбля песни и танца. Долгое время у Годенко в Красноярске не было постоянной квартиры, и в перерывах между гастрольными поездками по Союзу и за рубеж он жил с женой Ниной Александровной в одной из самых по тем временам комфортабельных гостиниц города - «Огни Енисея», в трехкомнатном люксовом номере 305. Ансамбль имел ошеломительный успех. Он все время гастролировал, объездил более 70 стран. Когда приезжал в Красноярск, то билеты на его концерт расходились за считанные часы. Коллектив выступал в селах и на заводах. Не чурался маленькой сцены.

Годенко всегда просил, чтобы приглашали на концерты наших знаменитых героев соцтруда, директора совхоза «Первоманский» Манского района Владимира Ксенофонтовича Мрачека и председателя колхоза «Назаровский» Аркадия Филимоновича Вепрева (с 1991 по 1993 годы - губернатор Красноярского края, - «МК»). И вот всегда на концертах в первых рядах сидели здоровенный, как шкаф, Мрачек и чуть потоньше - Вепрев. Миша их очень любил. Возил ансамбль в их районы, где давал бесплатные концерты для сельских тружеников. Тогда как сегодня вообще понятия бесплатных концертов для артистов не существует…

В 1973 году известный американский импресарио Соломон Юрок пригласил ансамбль на гастроли в США. Миша рассказывал, что когда они с Ниной Александровной вечером гуляли по Нью-Йорку, то по всему городу, на его высотках неоновыми красными буквами красовалось слово: Красноярск. Он был очень горд за свой город!

Испания, 1974 год. Слева направо: Лукина Валентина, Титова Наталья, Сара Монтьель, Годенко Михаил, Щуревич Елена.
Ансамбль стал знаменитым на весь мир. Без его выступления не проходило ни одно значимое в стране мероприятие. Вспоминаю случай. Когда проходил XXV съезд партии, ансамбль находился на гастролях во Франции. Так вот, для того, чтобы они выступили в Москве с миниатюрой «Регулировщицы», был специально организован чартерный рейс Париж-Москва.

- Чем так полюбилась миниатюра?

- Она оказалась очень современной. Помню, глава МВД СССР генерал-полковник Николай Щелоков вручил Михаилу в Москве, в торжественном зале, знак «Отличник милиции», заметив: «Я вас собрал только по одному поводу - Михаил Семенович прославляет нашу доблестную милицию».

Я был свидетелем того, как создавался этот танец. Как-то в начале семидесятых Миша позвал меня посмотреть, как артистично и самозабвенно дирижировал движением регулировщик на одном из перекрестков в центре Красноярска. Это был старший сержант Воронько. Он так красиво управлял жезлом, что толпы зевак останавливались, чтобы полюбоваться. Так и родилась миниатюра, где «Воронько» стала Людмила Коркина (народная артистка России, - «МК»).

В 1979 году Юрок второй раз попросил советскую сторону отправить Ансамбль танца Сибири на гастроли в США, и в то время министр культуры СССР Павел Демичев рекомендовал: мол, есть коллективы, где мастерство артистов более высокого класса, да и как-то не очень удобно – все Годенко да Годенко… На что импресарио ответил: «Конечно, у вас работают большие талантливые ансамбли, но на ансамбль Годенко я все билеты продам махом и заработаю на этом сумасшедшие деньги». Вот что такое популярность. После этих триумфальных гастролей в Америке Павел Стефонович Федирко (первый секретарь Красноярского крайкома КПСС, – «МК») каждому артисту ансамбля вручил золотые часы…

Характер у Годенко был жесткий. Он был диктатор в своем творчестве. Не любил никаких советов, когда ставил танец. И практика показала, что он был прав - много лет как его нет, а творчество живет. Он был предвестником современной хореографии. Современного прочтения танцевальных номеров. Михаил Годенко понимал время. И, думаю, если бы он был сегодня жив, ставил бы танцы столь же талантливо, но немного иначе, - учитывая изменения времени, стилистики, хореографии. Он чувствовал то, что нравится народу, и поставил танец «Енисейские речники», где сорок человек синхронно в унисон били на сцене чечетку. Такого еще не было никогда. Успех сумасшедший!

Лидия Федяева, директор Красноярского государственного ансамбля танца Сибири имени М. Годенко:

- Феноменальность Годенко в его постановках. Он видел будущее в танце. Он ставил и думал, чтобы этот танец был интересен и в XX веке, и в XXI, а может? и в XXII.

Михаил Семенович был великим экспериментатором, новатором в танцевальном искусстве. В своих постановках он соединял академизм и современное эстрадное направление. Получился интересный синтез. До сих пор критики танца не могут отнести его постановки ни к одному из существующих жанров и направлений. Так и называют – годенковский стиль. Темп, интрига и красивый финал…

Я как человек, живущий в Красноярском крае, горжусь тем, что у нас была и есть такая личность. Это наше золото. Во Франции постановки Годенко до сих пор приветствуют руками и ногами. Они хлопают и топают – так принято в случае полного восторга.

Валерий Вторушин, экс-солист Ансамбля танца Сибири (танцевал с 1967 по 1985 годы):

- Я пришел из армии, в плане мастерства сырой был совершенно. В то время в числе артистов ансамбля было мало тех, кто имел специальное образование. Он брал в коллектив не профессионалов, а характеры. Видел в человеке потенциальную возможность развиться, раскрыться в каком-то нужном ему образе. Многие из нас были из простонародья. К нему шли люди, которые хотели танцевать. Я вот, к примеру, увидел выступление ансамбля по телевизору и пришел к Годенко. Акцент он делал на первую линию. Это человек 20. Остальные - кордебалет. На первый взгляд, все в его танцах просто. Но ведь в простоте и гениальность. Никто не смог этого повторить.

- В чем секрет популярности ансамбля Годенко тех лет?

- В эмоциональности. Недавно к нам приезжал балетмейстер-постановщик, с которым сотрудничает Владимир Борисович (Моисеев - художественный руководитель Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири, - «МК») - Николай Андросов. Он ставил новый танец «Славянская свадьба». Все танцуют. Вдруг он останавливает и говорит: «Ребята, то, что вы делаете - это механика, а мне нужно, чтобы вы танцевали». Нужно удовольствие, что ты исполняешь это движение. Для этого нужно все время себя отдавать, что порой у наших танцовщиков сегодняшнего периода отсутствует.

Геннадий Рукша, советник губернатора Красноярского края по культуре:

- Сначала это был Ансамбль танца народов Сибири, но через какой-то период времени, как человек чрезвычайно мудрый, Михаил Семенович сказал, что мы никогда не сможем танцевать лучше, чем это делают представители народностей. При этом он поставил идеально красивый танец с элементами тувинского фольклора. Он попытался в огромном количестве народов Сибири найти образ современного сибиряка. Поэтому в конечном итоге ансамбль был модифицирован и стал называться Ансамбль танца Сибири.

Михаил Семенович мог генерировать вокруг себя среду единомышленников. Он дружил с различными жанрами людей. Был всеяден.

Ужасно не любил себя нигде проявлять. Его не обрадовало то, что в крае будет проводиться конкурс его имени. Он отказался, чтобы с него лепили скульптуру, отказался позировать для портрета.

До 1990 года Красноярск был довольно закрытым городом. Про наш край никто никогда не говорил. Первый, кто открыл занавес и кто, гастролируя по всему миру, рассказал людям, что есть такая земля, которая называется Сибирь, есть край, в городах которого не ходят медведи – а это сплошь спрашивали на гастролях, - был Михаил Семенович.

- Говорят, он часто дарил часы. Вам достался памятный подарок?

- Годенко был очень щедр. У меня действительно есть его часы. Японские. Фирмы «Омега». Самые для меня дорогие. Я их не ношу. Берегу как память. Мне их подарила Нина Александровна в день его смерти.

Михаил Семенович сыграл огромную роль в формировании меня как личности. Нет дня, чтобы я не вспомнил эту замечательную семью. Думаю, что я в этом не одинок.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру