Долголетие из любви к искусству зафиксировали в сфере кудьтуры

Илья Клеймиц: «Я счастливый человек. Или просто – влюблённый…»

Илья Клеймиц – заслуженный деятель культуры России, член Союза театральных деятелей, скрипач, филолог. Это человек-легенда не только для сферы культуры, где он работал более 40 лет, но и для всей истории региона, которую долгожитель с феноменальной памятью воспроизводит лучше любых архивов. Илья Лазаревич волею судеб оказался у истоков красноярской филармонии, симфонического оркестра, государственного ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко, нескольких театров. До сих пор (а Клеймицу сейчас 92 года) он помнит полные имена всех участников процесса становления местной культуры (как творческой братии, так и представителей истеблишмента), даты и судьбоносные решения властей. А также содержание речей и количество обещаний.

Илья Клеймиц: «Я счастливый человек. Или просто – влюблённый…»
Илья Клеймиц. Фото: youtube.com

Признаюсь, сделать интервью с Клеймицом - огромная журналистская удача. Он мало выходит из дома, говорит, что «болит всё, кроме мозгов». Рассказывать о событиях полувековой давности соглашается редко. Мне повезло — Клеймиц сам позвонил в редакцию и предложил рассказ о своём сподвижнике, которому в этом году исполнилось бы сто лет - Леониде Семеновиче Самойлове. Разговор вышел за пределы темы.

Сто лет вне одиночества

Илья Клеймиц ушёл из краевой филармонии в прошлом году, в возрасте 90 (!) лет. Чем занимался? Консультировал руководство. Сейчас ветеран культуры живёт один, в некогда пафосной «сталинке» в самом сердце Красноярска. Дом с историей. К примеру, здесь обосновался Петр Ломако, бывший нарком и министр цветной металлургии СССР, а позже - председатель Красноярского совнархоза, при нём велось строительство гигантов индустрии. Позднее дом заселили артисты театров…

Илья Лазаревич сам себя обслуживает, по хозяйству помогают невестка-пенсионерка и взрослая внучка - родственники живут в его первой легендарной квартире (в соседнем подъезде), где некогда сам он жил в согласии и любви с женой – актрисой драмтеатра. Там они принимали высоких гостей, например, певицу и пианистку Нани Брегвадзе.

Его жильё лишено ярких примет знакомства с великими и могущественными. Фотографий мало, в основном - жены Нины Дмитриевны Никифоровой, в честь которой на доме шесть лет назад размещена памятная табличка. «Она была известной актрисой, членом Комитета советских женщин, который возглавляла Валентина Терешкова», — рассказывает Илья Лазаревич.

Они с женой переехали в Красноярск из Иркутска в 1950-х. Леонид Самойлов приехал с ними – и затем в Красноярске 16 лет руководил театром музыкальной комедии, а после - 12 лет - филармонией. Но первым из команды друзей-иркутян сюда перебрался худрук создаваемого тогда в крае ансамбля танца Михаил Годенко.

«Кто такой Самойлов? Он был выдающимся деятелем: очень много сделал для театра – пригласил в труппу артистов, которые прошли, например, школу Большого театра в Москве. Позднее, в 1984 году, филармония обзавелись новым зданием – комплексом из Большого и Малого концертных залов. Тогда Самойлов получил новое назначение и стал её руководителем. А я в это время работал в филармонии худруком (с 1972 года). До этого организация находилась в нынешнем здании магазина «Пассаж» на проспекте Мира, где в четырёх кабинетах ютились все сотрудники, а в зале репетировали годенковские танцоры. Еще раньше в крае культурой ведало Концертно-эстрадное бюро, его деревянное здание стояло на месте нынешнего скверика возле драмтеатра», — говорит ветеран. Но, по словам Клеймица, культура, несмотря на скромные помещения, развивалась в регионе стремительно.

Лучшие гастролёры и исполнители страны побывали на сценах края – это Святослав Рихтер, Игорь Ойстрах, Растропович и Вишневская, Магомаев и Синявская, оркестр Юрия Силантьева… На удивление: Красноярск – в ту пору закрытый для иностранцев город — иногда принимал артистов из братских зарубежных республик.

Но и красноярские деятели не оставались незамеченными. К примеру, были созданы концертно-лекторийные группы, которые давали выступления перед селянами. «Их концерты выкупали за 72 рубля районные власти за счет крайкома партии. Всё это оплачивалось, как ты говоришь, за счет КПСС», — вспоминает Клеймиц.

Именно при Самойлове в филармонии проходили коммерчески успешные гастроли столичных эстрадных исполнителей, театров со звёздным составом (МХАТ, Сатиры, Малой Бронной во главе с Эфросом, Советской Армии, Моссовета), а средства направлялись на приглашение звёзд симфонической музыки, солистов и дирижёров. Высокие жанры перемежались с «народными», места хватало и знаменитостям, и начинающим артистам. Для этого была сформирована среда, которую во многом определяло тогдашнее руководство края. Если нужны были деньги для приглашения мега-звезд – средства выделялись, как и жильё для артистов. «Банком» была казна КПСС.

Лена Мироненко, Володя Ланде и Гена Рукша

Сейчас традиции 1980-х в новых экономических условиях продолжают новые люди.

«Вчера звонила Лена Мироненко (министр культуры края, – «МК»), советовалась по одному вопросу. Сегодня – Гена Рукша (экс-министр культуры края, – «МК»). Мне многие звонят… На 90-летие тут была целая делегация – губернатор Виктор Александрович Толоконский, спикер ЗС Александр Викторович Усс, депутаты, даже президент Владимир Владимирович Путин прислал телеграмму», — говорит Клеймиц.

Вообще, большинство деятелей культуры для него – просто Лены, Володи и Гены. «Мне скоро сто лет будет, поэтому называю всех по уменьшительным именам», — поясняет Илья Лазаревич. Но если речь идёт о начальниках, они – по имени-отчеству. «Вот недавно в оркестре появился новый дирижер Володя Ланде. Директор филармонии Юля Кулакова пригласила его на один концерт, куда приехал и губернатор. После выступления Ланде губернатор на следующий день пригласил его к себе и предложил возглавить оркестр. Его, конечно, уже знали артисты, искусствоведы. Но Ланде пока известен краевой публике в одной ипостаси — как дирижер. А ведь он еще и высочайшего мирового класса гобоист! Ланде недавно выступал как солист на концертах у Валерия Гергиева и Юрия Темирканова».

По словам Клеймица, это большая удача для края, что оркестр, созданный некогда Иваном Шпиллером при поддержке тогдашнего главы края Павла Федирко, ныне возглавил маэстро Ланде. Ведь в истории прославленного коллектива не всегда было безоблачно. Одним из крайне неприятных скандалов в культуре последних лет Клеймиц назвал именно уход предшественника Ланде — Марка Кадина. Но подробности оставил за «кадром» — похоже, он готов делиться только лучшими воспоминаниями. Или, в крайнем случае, забавными. Но никак не постыдными…

Крыша, Пугачёва и баран

«В 1970 году по инициативе Самойлова пригласили Аллу Борисовну, — открывает малоизвестные страницы биографии Пугачёвой Клеймиц. — Никто её не знал: на открытии Краевого дома политпросвещения (сейчас это здание краевого суда) в зале на тысячу мест ей пришлось выступать в составе квартета из четырёх девочек. Первое отделение – симфоническая музыка, во втором — девчата. Группу прислали из Москвы. Вряд ли об этом кто-то помнит… Потом, через пять лет она зазвучала на весь СССР с песней «Арлекино».

В 1975-м Самойлов звонит в Москву, и она приезжает на гастроли… Худенькая, маленькая, приехала со вторым мужем – Павлом Слободкиным и его «Весёлыми ребятами» на неделю. В театре музыкальной комедии они работали по два концерта в день! Все билеты на них были проданы за день. Причем «Арлекино» она пела в конце каждого выступления на бис по пять раз подряд – до потери сознания! Народу! Зал орал! Даже Павла Стефановича Федирко и его жену мы заводили через черный ход, потому что площадь была запружена людьми, милицией… Дело дошло до того, что какие-то ловкачи разобрали крышу над сценой и на веревках спустились, чтобы попасть на концерт».

История визита Пугачёвой в Сибирь в советские годы долго оставалась тайной. Тогда, в 1980-е, в соседней Тыве местное руководство после гастролей презентовало звезде центнер баранины. А летели артисты обратно в Москву через Красноярск. Только при поддержке красноярского филармонического начальства певице удалось перегрузить деликатес на московский рейс и доставить его в столицу на радость коллегам. Мясо раздали друзьям Пугачевой. Жаловался, по воспоминаниям Клеймица, лишь Лев Лещенко – он был на гастролях и заветную пайку из Тывы не получил…

Пугачёва много раз выступала в Красноярске. Ещё одна поездка легенды российской эстрады оказалась трагикомичной, хоть и связана была с большой политикой. Шла предвыборная борьба между Валерием Зубовым и Александром Лебедем, певица поддерживала Зубова. Но когда узнала, что победил Лебедь, она развернула машину из аэропорта и вернулась на инаугурацию — приветствовать нового губернатора.

Власть искусства

Главы региона играли ключевую роль в развитии культуры. Лидерство в покровительству искусству остаётся по-прежнему за советским парткомом. «Федирко, он вообще так любил культуру! - вспоминает Илья Лазаревич. – Чуть ли не каждый день, как помнится, ходил на какие-либо события, концерты. При нем искусство в регионе процветало. Из последующих руководителей отмечу заместителя губернатора Лебедя по социальным вопросам Надежду Кольбу. Она водила своего шефа на симфонические концерты. Помню, первый раз он пришёл в БКЗ в бабочке, которая на Лебеде смотрелась весьма странно… Кончается выступление, он выходит к нам и говорит: «Знаете, мне показалось, что началась очередная война! Не понял, где нахожусь!» Потом привык… Внешне Лебедь представлял грозную фигуру, как мне видится, а внутренне он был очень чувственным человеком.

Федирко отличается от нынешнего губернатора Толоконского - временем! Тогда была «диктатура пролетариата»: Павел Стефанович при тех порядках ни с кем не советовался! Но самое главное – деньги! Сейчас вам дают сто рублей, к примеру, и говорят, купите автомобиль, а сделать это невозможно… Бюджет, законы… А Федирко говорил: вы мне скажите, сколько стоят гастроли звезд, - и выделял партийные деньги… Они похожи: Виктор Александрович часто ходит на разные концерты, мероприятия, чего не было с его предшественниками в последние годы. Это очень важно, когда глава региона поддерживает эту значимую для социальной жизни города и края отрасль», - заканчивает повествование Илья Лазаревич.

ХХХ

Напоследок интересуюсь: как сохранить ясную память и дожить в полной дееспособности почти до ста лет? Илья Клеймиц смеётся: не знаю, мол, «котлеты вот люблю только». «Можно ли это считать единственным секретом?» — продолжаю допытываться. «Я счастливый человек! Или просто – влюблённый в искусство!», — откровенничает ветеран. Может, и правда, это его личный секрет долгожительства - любовь к искусству?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 30 марта 2016

Заголовок в газете: Долголетие из любви к искусству

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру