Малый бизнес снова оказался на грани выживания

Эксперты рекомендуют предпринимателям не замахиваться на премиум-сегмент

Как-то пусто становится в торговых центрах. И не только потому, что ещё недавно развлекательные комплексы буквально кишели покупателями, а ныне там можно просто гулять. Количество торговых отделов неукоснительно снижается: официально приводится такая цифра - минус 20 процентов в целом по стране. Но тенденция проявилась, что называется, не вчера. Ещё с конца первого кризисного - 2014 - года малый и средний бизнес испытывают колоссальный прессинг в виде снижения покупательской активности. И не только в классе ритейла - другие сферы страдают от отсутствия потребителей не меньше. Статистика говорит о том, что только предприятий малого бизнеса в Красноярском крае за год стало на сотни меньше.

Что предпринимают бизнесмены? как разворачивают дело в сторону отвернувшегося покупателя? и как им помогают в этом властные структуры? Ответы попытался найти «МК».

Эксперты рекомендуют предпринимателям не замахиваться на премиум-сегмент
Коллаж: Сергей Гуськов

Малый становится меньше

За последние время, как отмечают все опрошенные «МК» эксперты, наметились такие тектонические изменения в структуре МСБ (так часто сокращают до аббревиатуры термин «малый и средний бизнес»), как переформатирование и уход в новые ниши.

Сейчас в сфере малого и среднего бизнеса в регионе, как сообщили «МК» специалисты Красноярскстата, занято около 130 тысяч человек. И их количество может снизиться.

К примеру, из-за санкций (в частности, исчезновения из тур-листов Турции и Египта) сократилось до минимума в Красноярском крае количество агентств по предоставлению туристических услуг. Однако, как говорит депутат городского Совета Красноярска Константин Сенченко, на смену им должны были прийти операторы, которые развивают отечественный туризм: «Некоторые местные дома отдыха, профилактории в крае показали почти 50-процентный рост продаж путевок. Но качество сервиса меняется пока слабо».

Для улучшения сферы туризма (и вообще бизнеса как такового), по словам другого депутата горсовета, владельца холдинга «Чистые луга» Андрея Козикова, нужны ресурсы – кредиты, взаимодействие с местными властями, которые тоже должны быть заинтересованы в развитии бизнеса и получении налоговой базы. Но это пока невозможно: дешевые кредиты, судя по всему, остались далеко - в 2013 году и ранее.

Вымываются такие виды бизнеса, как рекламные, концертные проекты, уходят в прошлое дорогие бренды одежды, крупногабаритные объекты недвижимости, автосалоны премиального сегмента. Причем всё это уходит не только из практики, обусловленной экономической целесообразностью, но и из «модного поведения» потребителя этих услуг и товаров.

«Уходят из практики всякие глупости вроде коворкинга, коучеров, их времена заканчиваются: бизнесмены, подумайте, чем вы будете заниматься!» - взывает к «премиальщикам» красноярский предприниматель Андрей Болсуновский. Бывший банкир, а ныне фермер, председатель правления общественной организации содействия развитию любительского птицеводства и животноводства «Сибирское подворье», член общественной палаты Красноярска организовал, по сути, настоящий агро-туристический объект. На его ферме «Коза-дереза» можно не только полюбоваться редкими породами кур, козами и прочей живностью, но и попробовать крестьянскую еду. По словам Болсуновского, отойти от банковского дела к сельскому хозяйству ему пришлось четыре года назад. Но тогда и экономика выглядела иначе. И его «задор» объяснялся не желанием заместить импорт, а усталостью от офисной жизни. Причем план отдыха был рассчитан на год. Период фермерства затянулся - новое дело предпринимателю явно нравится. Но идти по его стопам Болсуновский всё же не советуют: времена действительно изменились.

«Санкции, которые дали некий толчок развитию сельского хозяйства, заставили власти посмотреть в сторону производителя. Малый бизнес немножечко воспрянул. Но, на мой взгляд, этот благоприятный период уже закончился: немножечко поговорили - и всё. Думаю, что скоро антисанкции отменят, - высказался фермер. – Ещё один пример: крупные торговые сети, по сути, поглотили ларёчников, город крайне нелоялен к малому предпринимательству».

Свадьбы VS похороны

Ещё один тренд, для кого-то печальный, для кого-то исполненный злорадства - фактическая «смерть» лакшери-сегмента (от английского luxury – роскошь, люкс) предпринимательства. Премиальные услуги вроде проката лимузинов или посещения очень дорогих ресторанов ещё присутствуют на рынке, но их место всё чаще занимают услуги попроще.

Как рассказала «МК» Светлана Ибрагимова - собственница агентства «Праздник», которое работает на рынке организации свадеб около 20 лет, - за последний год средняя стоимость заказов её предприятию уменьшилась примерно в четыре раза. Причиной она считает не только снижение покупательской способности населения, но и такой фактор, как наличие «серых» предпринимателей: «Сегмент уходит в подполье, есть отдельные люди, которые также предлагают через интернет свои услуги (например, тамады), срывают свой небольшой куш и не платят налоги. А мы вынуждены выживать. Среди других причин уменьшения единиц бизнеса в Красноярске я бы назвала и дорогие кредиты для МСБ, и долги, оставшиеся с прошлых, тучных лет работы, когда прибыли были больше, и возросшие расходы, связанные с курсом валют. Ведь в 2015-м, к примеру, все больше невест брали платье напрокат, а не покупали новое. Молодожены не заказывали не только лимузины - вообще обходились скромной регистрацией, без торжеств, в ЗАГСах. Почему элитные авто стоят на «приколе» – тоже понятно. Их обслуживание, налоги, запчасти стоят заоблачных денег».

Похоронный бизнес, в отличие от свадебного антибума, напротив, процветает. Одна из красноярских бизнес-леди, пережившая недавно смерть пожилого отца, рассказала «МК», что пришлось выложить круглую сумму за организацию похорон, поскольку как-то снизить стоимость крайне трудно: надо или отстоять очередь в скорбный день, или раскошелиться минимум на 30 тысяч рублей.

Продуктовая линейка

Мнение Светланы Ибрагимовой поддерживает депутат горсовета Андрей Козиков: «Про роскошь как основу многих бизнес-проектов предпринимателем вообще надо забыть и обратить свой взор в сторону производства конкретных продуктов. Поверьте, что производство хозтоваров, туалетной бумаги, металлоконструкций достаточно выгодно. Нужна фантазия, «изюм» и внутренняя убежденность в успехе».

Парламентарий даёт совет деловым людям из разряда МСБ - посмотреть на то, чего не хватает рынку. Например, по словам Козикова, в регионе нет «вообще производителей сыра». Или другое направление: «Есть положительный пример тех, кто в кризис не только остался на плаву, но существенно преуспел. Есть у меня пара знакомых парней из Сосновоборска, называть их не буду. Так вот, они начали скромно, взяли небольшие производственные площади (а сейчас их очень много стоит брошенных), поставили покрасочный агрегат для обработки листовой стали. Потом начались заказы, и принялись не только красить, но и гнуть листы, придавать им новые товарные формы. Сейчас успешно выпускают кровельный материал – вот, импортозамещение налицо. И без всяких субсидий для МСБ!», - рассказывает Козиков.

Депутат Константин Сенченко подтверждает, что настала пора производителей – сфера услуг отходит в прошлое: «Сейчас можно производить то, что на мировом рынке имеет высокую или стабильную цену. А в силу снижения стоимости рубля стало выгодно нанимать специалистов на красноярском рынке. Например, есть в Красноярске производители компьютерных игр, которые набрали «новобранцев» из числа программистов в крае. И платят им зарплату на уровне какой-нибудь Сьерра-Леоне. А продают действительно классные игры за валюту. Есть люди, которые берут заказы за границей на разработку сайтов, а «пилят» их в крае!».

Иными словами, выжить бизнесу можно – если переориентировать усилия в новых нишах и на новых рынках.

Что бизнес получил от власти

Однако реальность сегодня такова: открытие дискаунтеров вместо дорогих супермаркетов, комиссионок вместо бутиков, автомастерских, ломбардов и прочей дешёвой «инфраструктуры» для жителей края, которые все чаще смотрят на цену, а не на качество, увы, становится нормой. А субъектов частного бизнеса, судя по всему, может стать ещё меньше.

Что делает власть, чтобы предприниматели почувствовали свою востребованность? Конечно, существуют определенные стимулы в виде обучения азам бизнеса за счет государства. И грантовые программы в этом году помогли открыть дело 20 жителям края из числа бывших безработных. А что ещё?

Приятная и многообещающая риторика о всесторонней помощи со стороны государства в адрес МСБ не сходит с повестки дня и региона, и федерации. Власти то сулят налоговые каникулы, то обещают ликвидировать избыточные проверки. Ощущают ли эти меры предприниматели?

Андрей Болсуновский считает, что проверяющие органы давно нашли «прекрасный» заменитель проверок: «Если на вас пожалуется потребитель, то проверку проведут обязательно. Просто основание будет другое. Ничего хорошего ждать не приходится в ближайшее время. Налоги пока не поднимаются, но и существующие – тяжелое бремя для малого бизнеса, особенно отчисления в социальные фонды. Государство одной рукой дает, к примеру, субсидии для сельхозпроизводителей, а другой эти средства пожирают обнаглевшие банки!».

Светлана Ибрагимова рассказала «МК», что недавно появилась такая форма «грабительства бизнеса» как практически шантаж со стороны собственников квартир в тех домах, где предприниматели выкупили жилье на первых этажах и оборудовали их под бизнес - небольшие ателье, магазинчики, офисы. Они оказались под угрозой закрытия: «Приходят к нам пенсионеры и требуют некие «дары» - одна заявила моей знакомой, мол, купите мне квартиру и машину, тогда отстану от тебя и поставлю подпись под согласием, чтобы ты работала в нашем доме!», - говорит Светлана. Дело в том, что для появления нежилого помещения в жилом доме теперь требуется согласие всех жильцов. Такой нормы раньше не существовало, и бизнесмены вкладывали средства в недвижимость. А теперь, по словам Ибрагимовой, фактически их собственность со всеми документами о покупке и переведении в новый статус «законсервирована». «Заколочены» около 400 нежилых помещений из-за конфликтов с жильцами. И суды пока не могут помочь предпринимателям. Это лишь одна небольшая история реальных мытарств МСБ.

Депутат Госдумы РФ от края Валерий Зубов считает, что государство - и законодатели, и прокуратура, и местные органы власти - подавляют бизнес: «Это как врач, который должен сначала правильно поставить диагноз, а потом сделать множество шагов, чтобы вылечить болезнь». По мнению депутата, каждый представитель органов власти должен иметь один главный показатель эффективности – сколько новых рабочих мест создано в сфере МСБ. Пока диагноз властями ставится верный: бизнесу надо помогать. А вот шаги… По данным статистики, на долю малого и среднего бизнеса в крае всё ещё приходятся гигантские обороты. Только за девять месяцев прошлого года оборот малых предприятий (без учета микропредприятий) составил 182,3 млрд рублей. Будут ли эти показатели хотя бы сохранены в 2016-ом? Вопрос скорее риторический.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Малышам тут не место

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру