Автовладельцев Красноярска ущемят в правах

Московский специалист предложил идею ограничений для личного транспорта

В Красноярске прошёл XI городской форум. В этом году дискуссионная общественная площадка была посвящена всесторонней подготовке к Универсиаде-2019. На платформе форума представители различных организаций и властных структур, активисты и волонтеры попытались ответить на острые вопросы урбанистики: какой встретит спортивное событие краевая столица? как изменится её облик, благоустройство и инфраструктура? что нужно сделать для массового включения населения в подготовку к студенческим играм? На мероприятиях форума побывал и корреспондент «МК».

Московский специалист предложил идею ограничений для личного транспорта
В основной день городского форума разгорелась дискуссия о транспорте. Фото: Соня Гуггенхейм

Универсиада от спорта до финансов

Из дежурного обмена мнениями диспуты на площадках быстро переросли в открытый, а местами острый диалог власти, бизнеса, общества и экспертов о современных тенденциях развития городской среды. Площадки пестрели презентациями идей и вариантами решения проблем. Если обобщить весь набор смыслов, предложенных выступающими, то становится очевидным: универсиада воспринимается не только как драйвер развития территории, но и как вызов столице края, всем тем, кто отвечает за её проведение. До сих пор не ясно: как будут проходить основные транспортные потоки между разбросанными по городу объектами универсиады? Как мегаполис представит туристические и культурно-досуговые возможности многочисленным гостям спортивных студенческих игр? И как будут использованы пока еще не построенные площадки после завершения состязаний?

Не секрет, что в некоторых странах, где проходили международные турниры уровня олимпиад, чемпионатов мира и прочих титульных соревнований, внушительные по вместимости стадионы нередко оставались невостребованными. Этой участи не избежали ни гиганты вроде Китая, ни расчетливая Германия, ни родина олимпиады Греция. Суждено ли объектам красноярской универсиады повторить их судьбу?

Концепция, заявленная много лет назад как создание города без окраин, еще не реализована до конца. И даже принятие нового генплана Красноярска не гарантирует столице региона равномерного развития всех районов. Хотя карта размещения новых стадионов внушает некий оптимизм относительно того, что Универсиада сотрёт некоторые различия в уровне доступности спорта для жителей разных частей города.

Как рассказал «МК» генеральный директор АНО «Исполнительная Дирекция XXIX Всемирной зимней Универсиады в Красноярске» Максим Уразов, всего под состязания будут задействованы 34 объекта на территории краевого центра: «Более 15 из них будут построены, что называется, с нуля. Остальные ждет масштабное обновление и реконструкция. Они все заживут новой жизнью, в них появятся площадки, помещения, которые затем будут использованы и под детско-юношеские спортивные школы, и под массовое спортивные занятия горожан. На правом берегу, например, откроется через два года хоккейный ледовый стадион «Платинум Арена». Этот спорткомплекс на семь тысяч зрительских мест позволит проводить соревнования и по другим зимним видам спорта: фигурному катанию и шорт-треку. Есть возможность его трансформации для культурно-массовых мероприятий. Много объектов запланировано для лыжных дисциплин – обновится комплекс «Бобровый Лог», появятся в формате кластеров трассы на Николаевской сопке и реконструируется стадион «Радуга» для беговых лыжников. Откроется ледовая арена по улице Партизана Железняка. Кроме того, появятся и дорожные развязки. К универсиаде в краевой больнице будет построен новый хирургический корпус, в БСМП планируется реконструкция приемно-диагностического отделения и строительство хирургического корпуса. Планируется медицинский центр в Деревне зимней универсиады».

На вопрос «МК», не окажутся ли эти дорогостоящие объекты невостребованными после спортивного праздника, чиновник дает категорический ответ: «Уже сегодня мы видим, что жителям края не хватает площадок для занятий любительским спортом и физкультурой! Существующие объекты крайне перегружены. Чтобы, к примеру, покататься на коньках в «Арене. Север», горожанам приходится стоять в очереди. Команды и детские спортшколы начинают тренировки чуть ли не с шести утра и заканчивают поздно вечером. Универсиада – это лишь повод для городских изменений: в конечном результате появится новое качество жизни, новые услуги и общественные пространства. Форум – это отправная точка для обсуждения и принятия решений».

Говоря об экономике проекта, Уразов сообщил, что стоимость объектов, несмотря на курс валют, останется прежней: на уровне 40 млрд рублей. Оптимизируются проекты, изыскиваются более экономичные и современные технологии, чтобы все задуманное было воплощено в жизнь.

Впрочем, в тот же день - в пятницу, 13 ноября - региональный министр финансов Владимир Бахарь на публичных слушаниях по краевому бюджету 2016-2018 годов озвучил другую цифру в связи с универсиадой - 48,8 млрд рублей.

Страсти по движению

Удастся ли через четыре года, когда приедут молодежные команды, представить гостям город подготовленным с точки зрения не только спортивной инфраструктуры, но и бесперебойного движения транспорта? Сегодня семибалльные пробки в час пик – суровая реальность автолюбителей. На круглом столе, тема которого была обозначена риторически («Что мешает применять международный и российский опыт для развития транспортной системы красноярской агломерации?») собрались статусные участники. Среди них – губернатор Виктор Толоконский, мэр Эдхам Акбулатов, председатель горсовета Татьяна Казанова. Чиновничий стан разбавили известные эксперты, представители проектировщиков и научных институтов.

Главными спикерами по острой теме транспортных преобразований к Универсиаде стали глава региона Виктор Толоконский и директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (Москва), профессор Михаил Блинкин.

Губернатор сообщил, что, по его мнению, проблему транспорта надо решать революционно, иначе говоря - решительно, поскольку время для эволюции упущено. А для революции нужны деньги. Их источник Виктор Александрович видит в отменённом пять лет назад региональном транспортном налоге, который мог приносить в казну до 20 млрд рублей. Сегодня край тратит с учетом федеральных субвенций около половины от этой суммы. Кроме того, глава региона поддержал создание в крае единого центра управления общественным транспортом, дорогами и автомобильным движением. По мнению главы региона, такой оператор позволит консолидировать усилия разрозненных структур. В его задачи должно войти не только оперативное управление, но и стратегическое планирование развития. «Красноярск - не самый бедный город - может сейчас на развитие транспортной системы расходовать около 300 млн рублей в год. Этих денег даже на ямочный ремонт не хватит, не говоря уже об инфраструктуре», - посетовал губернатор.

Михаил Блинкин рассказал, что, по его подсчетам, красноярским дорогам просто некуда «двигаться» - на один автомобиль в краевой столице приходится около 30 метров асфальтовых дорог. Для сравнения он привел данные о Москва – там, по его выражению, «на одну душу автомобиля» приходится 28 метров. А вот в Сан-Франциско – 300 метров. Эти цифры означают, что для автомобилей постсоветские города не предназначены. Поэтому вектор развития, вероятно, будет такой – ужесточение условий владения личным транспортом и развитие общественного с понятными маршрутами и единой ценой проезда. Что в принципе в Красноярске уже есть, - подчеркнул ученый.

Блинкин также выступил с резкой критикой переустройства городских магистралей. В качестве доводов привёл анекдоты и старинные предания. Так, по его словам, нет более дорогого способа перетаскивания заторов с одной улицы на другую, чем строительство миллиардных развязок в центре города.

Как адепт платных парковок и вообще ограничений для личного автотранспорта в городской среде Михаил Блинкин, в частности, рассказал, что первым ужесточил политику в отношении нарушителей «правил парковки» один из российских правителей, повелевший казнить всякого, кто перегородит телегой царскую дорогу. «Под царской, естественно, подразумевается магистраль», - пояснил учёный. Он также сообщил, что поддерживает идею ограничений для авто в Москве, из-за чего столичные блогеры пообещали его повесить за ноги. Но, увы, другого пути нет.

«Мы сейчас находимся на том этапе, когда старые лекала не позволяют решать задачи, стоящие перед городом. Нам необходим комплексный подход, который объединит в себе контроль над содержанием асфальтового полотна, строительством и ремонтом новых инфраструктурных дорожных объектов, синхронизацией движения общественного транспорта и личных автомобилей, обустройством платных парковок. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. 2016 год станет временем для внесения изменений в существующую систему общественного транспорта», - завершил дебаты мэр Эдхам Акбулатов.

Осталось все же неясным – успеют ли чиновники внести к 2019 году такие изменения в градоустройство, которые позволят участникам и зрителям универсиады не стоять в километровых пробках по дороге от одного спортивного объекта до другого? Или, скажем, от студенческой деревни до правобережных лыжных трасс и ледовых стадионов?

На уровне идей

На форуме нашлось место и таким темам для споров как культура и малый бизнес. В частности, обсуждался туристический потенциал Красноярска и появление новых арт-объектов как мест притяжения гостей спортивных игр. Аспекты, затронутые участниками дискуссии, касались роли городского партера в восприятии городской среды, паблик-арта в мегаполисе, формирования постиндустриального Красноярска.

Участники поделились мнением о том, чего недостаёт столице края, чтобы жизнь в ней стала комфортнее. Для этого должны появиться пешеходные и велосипедные маршруты, новые общественные пространства, единая стилистика малых архитектурных форм, паблик- и стрит-арт- направления вместо уличных граффити…

Заместитель директора Красноярского музейного центра «Площадь мира» Анастасия Березинская рассказала о преобразованиях: «Когда на стене возле КИЦа, которая часто становилась объектом хулиганского граффити, появилась работа художника Андрея Логинова, стена превратилась в достопримечательность! И - самое главное - мы добились, что ребята, которые приезжали ранее и разрисовывали эту стену непонятными надписями, перестали это делать, потому что пришёл мастер и показал, как надо».

Развитие малого бизнеса обсудили на инвестиционной сессии в рамках форума. Предприниматель и депутат горсовета Константин Сенченко рассказал «МК» о беспокойстве за драйверы роста: «Мы слушаем на сессии молодых ребят, которым сейчас по 18-20 лет, какие у них есть перспективные идеи. Наша задача – найти им финансирование, чтобы создавали новые рабочие места. Мы не привлекаем ни копейки бюджетных средств, только ищем частные инвестиции, «бизнес-ангелов», которые также нуждаются в стартапах. Для примера приведу проект молодых ребят, которые намерены выращивать клубнику прямо в черте города, используя новые агротехнологии. Пришла студентка, которая готова развивать частные автоматические прачечные в общежитиях. Есть идеи, связанные с досугом – открыть прокат луков для стрельбы с безопасными стрелами, чтобы в пределах городских пространств нетравматичной игрой занимались и взрослые, и дети». Организаторы форума подсчитали: за три дня на его площадках побывали более 1200 участников. Осталось найти среди идей лучшие. И главное - за четыре оставшихся до универсиады года хотя бы частично воплотить их.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 18 ноября 2015

Заголовок в газете: Транспортную революцию предсказали Красноярску

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру