Незваный ГОСТ грозит продуктам местных производителей

Требования федеральной программы не очень подходят идее продовольственных центров Красноярского края

О создании оптово-распределительных центров (ОРЦ) в крае говорят давно, и в последнее время тема звучит все чаще. Рождённая на красноярской земле идея централизованных закупок местной сельхозпродукции, её переработки и реализации уже обретает федеральные масштабы тиражирования и финансирования, облачившись в рамки госпрограммы.

Требования федеральной программы не очень подходят идее продовольственных центров Красноярского края
Фото: pixabay.com

Цель благородная – поддержать родных аграриев и обеспечить жителей региона качественными и доступными по цене местными продуктами. Средства – десятки миллиардов, которые планируется выделять из российской казны. Но есть опасение, что выгоду получат вовсе не аграрии и жители региона.

В начале лета губернатор Красноярского края Виктор Толоконский поручил министерству промышленности, энергетики и торговли рассмотреть возможность создания продуктового оптово-распределительного центра. В сентябре в министерстве промышленности прошло совещание. Руководители крупных торговых сетей, замминистра сельского хозяйства края Александр Походин, бизнес-омбудсмен Сергей Русских обсудили ситуацию, и пришли к очевидному выводу – центр нужен. «Это реальная возможность устойчивого сбыта и стимул для роста объемов производства местных товаров. Без создания оптово-распределительной инфраструктуры сделать существенный прорыв в увеличении доли краевых производителей в торговых сетях не удастся», – резюмировал министр промышленности края Анатолий Цыкалов.

О том, кто будет строить ОРЦ и на какие деньги, в официальном сообщении ведомства не говорится. Информации о том, как будет реализована идея создания центров, вообще крайне мало. И это подозрительно. А ведь вопрос для сельхозпроизводителей, да и всех жителей региона важный. Стало быть, и обсуждать его нужно открыто, с привлечением экспертов, депутатского корпуса, представителей общественности (не ограничиваясь Сергеем Русских - защитником прав бизнесменов), чтобы в итоге край получил эффективно действующую структуру, а не фикцию.

Ария о московском госте

Когда нет внятной официальной информации, рождаются слухи и домыслы. Подобное сейчас происходит и с ОРЦ. В Красноярске уже обсуждают несколько негативных сценариев развития событий. Говорят, к примеру, что федеральная программа написана под конкретных фигурантов. Не красноярских. По слухам, к главе минсельхоза России приезжал влиятельный приятель с Северного Кавказа, заинтересованный в том, чтобы зайти в Красноярский край, и министр позвонил в регион, потребовав максимального содействия.

Подтверждений этим «домыслам», конечно, нет. Но если вчитаться в содержание федеральной программы по созданию региональных логистических центров, мысли о московских протеже не покажутся абсурдными, а подозрения относительно того, что никому из местных не дадут участвовать в столь прибыльном проекте, только укрепятся.

Согласно программе, ОРЦ должен иметь возможность единовременного хранения 50 тысяч тонн сельхозпродукции: 30 тысяч тонн овощей, 5 тысяч тонн мяса, 5 тысяч тонн молока и так далее. Для региона это огромные цифры.

«Параметры заложили такие специально, чтобы подобных центров можно было создать один-два на всю страну. В проекте есть объемы хранения, но нет регламента работы центра. Чем он должен заниматься? Как? Эта часть не описана совершенно. В таком виде для края эта идея бесполезна. Не этого люди ждут. Боюсь, придут очередные московские жулики, которым неинтересны проблемы местных аграриев. У нас и так уже ничего красноярского не осталось, – возмущен председатель комитата по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания региона Валерий Сергиенко. – ОРЦ сегодня нужен не как склад, а как координатор, который будет контролировать производство на стадии заказа, заключения контракта с большими и малыми производителями. В Красноярском крае только получателей государственных субсидий 4000 предприятий, а вместе с крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами – несколько десятков тысяч. ОРЦ в крае не может быть в единственном числе: регион слишком велик. Ведро молока, которое надоили, скажем, в деревне Дзержинского района, никто не повезет в Красноярск. Его нужно там же и купить, заранее договорившись, а это значит - необходимы пункты закупа, хранения, формирования, чтобы того же молока набиралось в деревне хотя бы на один молоковоз. Относительно овощей тоже заранее все должно быть обговорено: кто, когда и по какой цене их купит. ОРЦ обязан создать разветвленную сеть заготовителей, иметь оборотные средства для закупок, отрегулировать систему гарантий и страхования договоров».

Несмотря на то, что федеральный проект ОРЦ не подходит для решения проблем краевых сельчан, он выглядит очень привлекательно для других целей. При весьма ограниченных затратах московский инвестор вполне может стать монополистом на красноярском рынке с вытекающими отсюда последствиями.

По оценке экспертов, подобный центр сегодня может стоить от четырёх до семи миллиардов рублей. Кроме государственных банков финансировать такой проект, понятно, никто не возьмется. По условиям банковского финансирования, инвестор должен вложить 20 % собственных средств, банк добавит 80 % в виде кредита.

Далее - простая арифметика. Скажем, пять миллиардов рублей – стоимость типового проекта. 20 % федеральных денег выливаются в 1 миллиард рублей. 10 % или 500 миллионов – доля региона (по условиям программы). Инвестор обязуется вложить в дело свой миллиард. «Вложения» могут выглядеть следующим образом: инвестор приобретает где-нибудь под Красноярском 50 гектаров земли сельхозназначения – этого достаточно для строительства центра (цена одного такого гектара составляет сегодня 1000 рублей). Затем участок переводится в категорию промышленных земель, и 50-тысячные затраты на покупку участка превращаются на бумаге в полумиллиардные.

Следующий шаг: проектно-сметная документация заказывается в дочерней проектной организации – под будущие деньги. При таком раскладе реальная сумма вложений инвестора может составить сущие пустяки.

После этого банку нет резона отказывать энтузиасту в его стремлении «построить» центр, проект которого отвечает федеральным и региональным требованиям. А через год можно полноправно рассчитывать на субсидию по федеральной программе создания ОРЦ. То есть, потратив «копейки» - получить 1,5 миллиарда реальных денег – на возмещение понесенных расходов.

Для Красноярского края федеральный проект слишком масштабен. Но он органичен для столичных кейтеринговых компаний, которые кормят индустриальные предприятия Москвы, области, Санкт-Петербурга. Представители столиц уже приезжали в край и, судя по всему, готовы к старту. Но кто даст гарантии, что хорошая идея не превратится в гигантский пылесос, который легко будет аккумулировать всю сельхозпродукцию, произведенную в крае, и отправлять её в Москву? Там в тренде экологически чистые продукты из регионов, жители столицы готовы платить за это приличные деньги в специализированных магазинах. А жители и аграрии края останутся за бортом.

По мнению Валерия Сергиенко, региону не стоит пытаться войти в федеральную программу, это не панацея от бед аграриев. Проблему нужно решать на краевом уровне и самостоятельно создавать не один, а несколько оптово-распределительных центров. Как говорит председатель комитета ЗС по делам села и агропромышленной политике, такого же мнения придерживается губернатор.

Схема переработки собственности

Справедливости ради не стоит во всех бедах винить варягов. В Красноярском крае тоже есть и предприимчивые люди, и подходящие схемы. Регион обладает уже построенными распределительными центрами (РЦ), которые по параметрам вполне вписываются в федеральную программу. Они не специализируются на сельхозпродукции, но достаточно внести в бизнес-планы слово «оптовый» и обозначить, что складская логистика предназначена в числе прочего для картошки с морковкой, как сразу можно претендовать на казенные целковые.

Впрочем, не исключено, что кто-то вдруг принесет пользу краю. «Красноярские центры могли бы начать эту работу. Но нет взаимоотношений с потребителем. Склады-то построили: морозильники, холодильники, овощехранилища есть. Но аграрии не везут туда свою продукцию, поскольку центры не выступают в роли покупателя, а всего лишь предоставляют площади для хранения. Сельхозпроизводитель, сдав продукцию, не понимает, когда получит деньги. Нужен логистический центр, который будет нарабатывать связи с производителями – и с крупными, и со средними, и, что особенно важно, с небольшими производителями сельхозпродукции», – считает Валерий Сергиенко.

Как бы ни хотелось оптимистично смотреть на красноярский вариант развития событий, мешают примеры превращения благих замыслов в головную боль и, соответственно, исчезновения десятков миллионов бюджетных рублей. Достаточно вспомнить скандал со строительством в крае молокозаводов. Потребность в них возникла, когда крупные молочные предприятия не местной прописки взвинтили цены на молоко в магазинах и параллельно снизили закупочную цену для производителей продукта в крае настолько, что «добывать» его стало убыточно. Альтернативы сбыта продукции у молочников не было. Тогда в правительстве и решили построить четыре собственных молокозавода. Два из них были запущены, а еще два застряли в ожидании оборудования от израильской фирмы «Арбель». Так и не дождались. Вернуть деньги, перечисленные иностранному предприятию, тоже оказалось большой проблемой, даже после выигранного суда.

Есть и другой печальный пример – история появления «Красноярского привоза». Когда-то это была процветающая муниципальная плодово-овощная база № 5. Ее приватизировали и создали предприятие «Красноярский привоз», где 51 % акций находился в собственности муниципалитета. «Позже появились люди, которые нарисовали городу, на первый взгляд, красивую и правильную схему, – вспоминает бывший директор базы № 5 Михаил Свирко. – Сначала базу слегка перестроили, переоборудовали, открыли там рынок, и тема большого распределительного предприятия была дискредитирована».

В 2006 году администрация города приняла программу создания совместного с частным инвестором предприятия «Дары Сибири», где муниципалитет имел 25 %, а инвестор – 75 % акций. Город в счет своих 25 % передал в уставной капитал «Даров Сибири» контрольный пакет «Красноярского привоза», на балансе которого числилось 43 тысячи квадратных метров производственных площадей.

Инвестор со своей стороны обещал вложить в развитие предприятия 90 млн рублей для покупки современного высокопроизводительного оборудования и запустить центр по сортировке и переработке овощей в крае. Кроме того, должен был создать схему доставки продукции в торговые сети Красноярска. Предполагалось, что на площадке «Даров Сибири» будут проводиться плодовые и овощные аукционы, «как в Голландии». И кто-то из руководства вновь созданного предприятия за опытом даже летал в Страну тюльпанов.

«По факту в «Дары Сибири» вместо обещанных 90 миллионов рублей было вложено не более десяти. Купили бывшее в употреблении оборудование. Добрали необходимое оборудование для упаковки (не более 1,5-2 млн рублей), а затем для презентации цех запустили, разрезав красную ленточку, – говорит Свирко. – Когда пришло время, инвестор сказал: «Не можем внести 90 млн. Так как свою долю в уставной капитал в течение года, как полагается по закону, мы не внесли, давайте ее уменьшим». Это и произошло. Они уменьшают долю до 51 %, городу перераспределяют 49 %, но задолго до этого в «Привозе» поставили своего директора, и постепенно имущество вывели. Чтобы не просматривался криминал в чистом виде, они оставили предприятию немного площадей: из 43 тысяч кв. м. осталось 10-12 тысяч. В уставный капитал «Красноярского привоза» были введены новые акционеры за какую-то долю инвестиций, затем акционеры стали писать заявления о выходе и возмещении своей доли. Но не деньгами, а квадратными метрами. Так уходили площади. А акционерное общество преобразовано в ООО. В результате государство в лице муниципалитета Красноярска вместо собственности (43 тысяч квадратных метров, основа контрольного пакета) и современного перерабатывающего центра, выпускающего нужную городу продукцию, получило убытки».

ХХХ

Приведенные схемы могут действовать и при создании краевого Оптово-распределительного центра. Чтобы исключить это, необходимо на уровне краевого депутатского корпуса, местной элиты, общественности привлечь максимум внимания к этой теме. Эксперты должны просчитать все риски, чтобы чиновникам правительства не пришлось потом оправдываться. Между тем комментарий министра сельского хозяйства Красноярского края Леонида Шорохова «МК» пока получить не удалось - руководитель занят.

«Мы на протяжении уже трех лет ищем инвесторов, которые займутся созданием в Красноярске оптово-логистического центра, - признает председатель Законодательного собрания края и «отец» идеи таких центров Александр Усс. - Даже у крупных сельскохозяйственных предприятий края есть проблемы со сбытом продукции. Что же касается мелкотоварного производства, то оно во многом составляет ткань жизни на селе, и здесь проблемы со сбытом гораздо сложнее. Куда пойдет человек, который вырастил что-то у себя на подворье? В торговые сети он не попадает: нужна первичная подготовка, определенные требования к упаковке, ассортименту и прочим вещам такого плана. Поэтому в Красноярске необходим большой, современный – назовем упрощенно – приемный пункт, который бы выполнял функции предпродажной подготовки, формирования оптовых партий, рекламы и распределения продукции по торговым сетям. Сегодня начинают проявлять интерес к этому делу люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Существует федеральная программа создания оптово-логистических центров, а сама идея родилась в нашем крае и вышла на федеральный уровень благодаря пребыванию здесь федерального министра сельского хозяйства. Нам обидно, что, являясь авторами этой идеи, мы пока не имеем ее воплощения на красноярской земле».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 30 сентября 2015

Заголовок в газете: Незваный ГОСТ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру