Виктор Толоконский: «Слухи о засухе сильно преувеличены»

Санкции США повлияли на поголовье свиней в Красноярском крае

 «Продовольственных запасов сделаем достаточно», – ответил губернатор на вопросы обеспокоенных журналистов «МК». Виктор Толоконский встретился с главными редакторами красноярских СМИ и рассказал о ценах, импортозамещении и поддержке аграриев региона.

Санкции США повлияли на поголовье свиней в Красноярском крае
Виктор Толоконский: "Санкции – процесс со сложными последствиями". Фото: Александр Паниотов

 «Жители края в связи с засухой волнуются, что осенью поднимутся цены. Есть повод переживать за урожай, Виктор Александрович?», - обратилась к губернатору редактор «МК в Красноярске». Виктор Толоконский отреагировал оперативно – тут же позвонил министру сельского хозяйства края Леониду Шорохову и рассказал ему о беспокойстве журналистов. Министр ответил, что аграрии до уборочного сезона по традиции громких прогнозов не дают, но сомнений в продовольственной безопасности региона ни у кого нет.

– До меня тоже доходили слухи о засухе, но могу сказать, что они сильно преувеличены, – заметил между тем Виктор Толоконский. - Дождей, так чтобы они охватывали всю территорию края, действительно было мало. Но пострадали от жары даже не районы, а только отдельные поля, где весной был ранний сев: есть такая традиция в Красноярском крае, оставшаяся с советских времен. С тех пор уже и агротехника изменилась, и уборочные комбайны, и сорта другие есть, а производители все опасаются, что зерно до осени не вызреет. По привычке сеют, чуть снег сойдет.

На урожае положение на отдельных полях никак не скажется: два миллиона тонн зерна соберём точно, а, скорее всего, два миллиона двести или триста тысяч заложим в бункеры. Это приличный запас. Так что с урожаем всё в порядке. Я сам поеду в конце августа в поля, пообщаюсь с фермерами, посмотрю, как началась страда. И кормов, и сенажа в этом году планируем заготовить больше. Край уже выделил сельхозпроизводителям дополнительные деньги господдержки – для хорошего настроения в преддверии хорошего урожая. С продовольствием не будет особого беспокойства.

– И роста цен можно не опасаться?

– Нет. И потом - вы же понимаете, закупочные и розничные цены напрямую не коррелируются. Розница сильно зависит от покупательского спроса. Что касается урожая: чем он выше, тем больше доход у сельхозпроизводителя. И наоборот.

– Два миллиона тонн зерна вряд ли потребляются внутри Красноярского края. Куда пойдут «излишки»?

– Больше миллиона мы вывозим за пределы региона. В этом году перевозки зерна по железной дороге по сравнению с прошлыми годами выросли двое. Разумеется, почти весь этот объем расходится внутри России. Слишком мы далеки от морских портов, чтобы экспортировать хлеб: везти его до Новороссийска или Тихого океана – значит терять прибыль уже в пути. Таковы транспортные тарифы.

– Что ещё продаём?

- Край вывозит в Казахстан и страны Центральной Азии 250-300 миллионов яиц (производим мы порядка 800-900 миллионов штук). Продаем часть молочной продукции, делаем серьезную ставку на продажу свинины, производство которой в следующем году удвоится. Это связано с запуском дополнительных мощностей в Назаровском районе и вводом в эксплуатацию нового свинокомплекса в Большемуртинском районе. Мощность только этого комплекса – 26 тысяч тонн свинины в год.

– Однако до недавнего времени считалось, что производство мяса краю невыгодно: затрат много, спрос - низкий. Санкции сыграли роль?

– Я застал еще эту точку зрения, когда начинал работать в регионе: «Зачем вкладывать деньги в строительство новых мощностей, когда существующие простаивают?» – убеждали меня. И наглядный пример приводили: «Сибирская губерния» тогда была на грани банкротства. Но грянули санкции, и мнение сразу изменилось. Сейчас можно утверждать, что производство собственного мяса позволило ослабить давление импорта. И рыночную конъюнктуру мы поправили: местные производители стали конкурентоспособнее.

– То есть сельскому хозяйству санкции пошли на пользу. А краю в целом?

– Санкции – процесс со сложными последствиями. И в определенной мере они действительно стимулируют экономику и производство. Но нам пока рано оценивать, насколько мы прибавили или замедлились в каких-то отраслях. Развитие туризма очень замедлилось, аэропорт «Емельяново» от сокращения числа полетов терпел убытки. Сфера услуг, сервис, торговля переживают тяжелые времена. Но есть целый ряд предприятий, где мы фиксируем рост. В первую очередь я говорю о корпорации «Информационно-спутниковые системы имени Решетнева».

Сейчас регион находится на старте большой программы по производству высокотехнологичного нефтеперерабатывающего оборудования. Нефтяники всегда покупали его за границей. Теперь запрет на его продажу России и валютный курс заставили вернуться к идее производить оборудование в Красноярском крае, на площадке «Красмаша». В горнодобывающей отрасли, в металлургии тоже есть такая потребность. В перспективе большие долговременные заказы на оборудование дадут региону помимо рабочих мест отчисления в бюджет.

Вообще, тему укрепления продовольственной безопасности края считаю одной из приоритетных, как лично для себя, так и для правительства. От этого серьезно зависит социальное самочувствие. Все усилия команды сегодня направлены на то, чтобы люди приходили в магазин и видели на прилавках хороший ассортимент недорогой продукции высокого качества - муки, мяса, молока, яиц, овощей. Это первостепенная наша задача сегодня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру