Перечень «социальных» продуктов, как следует из федерального постановления, довольно широк. Он включает основные виды мяса, курятину и яйца, сахар, молоко, хлеб, рис, масла, несколько видов круп, картошку, морковь, лук, капусту, яблоки.
Диктовать представителям сферы торговли уровень цен государство и его представители в регионах, понятное дело, не могут. Поэтому власть как бы советует. Что сделают с рекомендацией продавцы - неясно. В России так и не прижилась вроде бы здравая новация по печатанию на ценниках закупочной стоимости товара и прибыли розничного заведения, которая и формируется за счет торговой надбавки. В некоторых странах такая информация - закон рынка.
Рекомендация может оказаться действенным механизмом – при наличии «доброй воли» владельцев магазинов. А может остаться пустой декларацией. Структура цены в супермаркетах, а тем более в ларьках или на рынках - загадка. И, похоже, разгадать её под силу только контролирующим органам. Учитывая масштабы торговли в регионах, контролеров на всех явно не хватит.
Меж тем, как свидетельствует Красноярскстат, за последний месяц в крае подорожал «социальный» сахар, а не менее «социальные» мясо, молоко и картошка, напротив, слегка подешевели. Впрочем, статистика фиксировала эпоху, предшествовавшую рекомендациям и остановке Ачинского нефтеперерабатывающего завода, которая намечена на ближайшие дни. Если возникнет дефицит бензина и начнётся сопутствующий этому обстоятельству рост цен на топливо, вероятно, продемонстрируют тенденцию к подорожанию и другие товары.
В этой ситуации напрашивается нескромный вопрос: нельзя ли чего-нибудь порекомендовать руководителям нефтяной отрасли России?