Согласно постановлению правительства региона, менять ценник в сторону увеличения на пассажирском городском транспорте можно лишь раз в год. Для этого не менее половины владельцев маршруток должны предоставить в комиссию по тарифам обоснование новой стоимости проезда. После этого решается вопрос: будет ли повышение?
По данным регионального минтранса, в краевом центре маршруты обслуживают около 80 предприятий, значит необходимо 40 заявок.
В Ассоциации пассажирских перевозчиков края другой счет. «В городе всего 48 хозяйствующих субъектов, - заявляет председатель ассоциации Михаил Омышев. – Необходимое министерству количество заявок будет. Мы уже подали 36, но с учетом этого чиновничьего беспредела, мы подадим и сорок. До этой цифры дойдет в ближайшее время».
Напомним, год назад, в январе, владельцы маршруток тоже требовали повысить тариф. До 24 рублей. Тогда специалисты провели расчет затрат, которые несут перевозчики, сопоставили с возможностями населения оплачивать поездки в городском транспорте и пришли к выводу, что цену поднять можно, но не на восемь рублей, как хотели владельцы маршруток, а на три - с 16 до 19.
«Тариф в 25 рублей расходы не покроет. В него включается стоимость бензина, который все время дорожает. Запчасти, даже отечественные, выросли в цене в два раза. Увеличилась стоимость подвижного состава. Например, ПАЗы стоили 2 млн 200 тыс. рублей, а сейчас стоят больше трех с половиной миллионов. ЛиАЗы подорожали почти в два раза – более шести миллионов цена. Зарплату водителям поднять нужно, ведь все подорожало, людям надо как-то жить. Чтобы удержать работников, зарплату необходимо увеличивать», - эмоционально обозначил свою позицию в разговоре с «МК» руководитель транспортного предприятия, перевозящего пассажиров на восьми маршрутах Красноярска (собеседник пожелал сохранить инкогнито).
«В прошлом году по требованию перевозчиков была увеличена стоимость проезда. Вы повысили зарплату водителям?» - интересуюсь. «Нет, - несколько растерявшись, отвечает мужчина и раздражается вновь. - Когда мы подаем на пересмотр тарифа, нас постоянно спрашивают: «А что изменилось? Как у вас услуги улучшились? А вот у вас кондуктор грубо разговаривает!» Так, извините, кондуктор - это срез нашего общества: какие пассажиры, такие и кондукторы. Если вы хотите, чтобы кондуктор с высшим образованием был или как стюардесса с кокардой и в форме - ради бога, давайте мы это в тариф включим».
«Но вы должны понимать, что 25 рублей - это очень накладно для населения. Надо соизмерять запросы перевозчиков с возможностями красноярцев…», - взываю к здравому смыслу. «На машине ездите, пешком ходите, если дешевле вам обходиться будет. Что такое транспорт? Это стратегическая отрасль. Строители сегодня не достроили, завтра достроят, а попробуй не выйди автобусы? Люди опоздают на работу, кто-то, скажем, на КрАЗ не приедет вовремя, металл замерзнет и кирдык КрАЗу. Вот что такое транспорт! А у нас он формируется по остаточному принципу. У нас даже лобби нет. Посмотрите, какое строительное лобби в горсовете. А мы как нищие, еще и ругают все время»…
Пока комиссия по тарифам решает, обоснованы ли требования перевозчиков, мы провели собственные расчеты. При тарифе 25 рублей семье из четырех человек в день придется тратить на проезд 200 рублей (с учетом только двух поездок на каждого). В месяц выходит шесть тысяч. При этом так называемый минимальный размер оплаты труда в России составляет сегодня 5965 рублей.