Пан или пропан

Красноярск ушел из «сектора газа» и возвращаться не спешит

Российское правительство приняло постановление о переводе на газовое топливо половины общественного транспорта в стране. Как следует из опубликованной 13 мая стенограммы совещания, ввозные пошлины на импорт компонентов для производства автомобилей, работающих на газомоторном топливе, будут снижены или обнулены, равно как и пошлины на оборудование для газозаправочных станций. «Есть мировые тренды, и мы их не можем игнорировать, - заявлял премьер Дмитрий Медведев еще месяц назад, - автомобили на природном газе - один из самых перспективных видов транспорта. Затраты топлива в два раза ниже, чем у дизельных двигателей, и в два раза ниже, чем у бензиновых». Вот только «газовому замку», построенному в тиши кабинетов, по-видимому, суждено разбиться о суровую реальность.

Красноярск ушел из «сектора газа» и возвращаться не спешит
Фото: young.rzd.ru

В некоторых странах газомоторное горючее действительно широко используется. Например, в Пакистане, Иране, Бразилии или Италии сжиженный газ является главным видом топлива на общественном транспорте. В России сложнее. По данным Национальной газомоторной ассоциации, лидером закупок газовых автобусов в 2012 году стал Татарстан - 262 машин. По эту сторону Урала цифры сильно меньше: Якутия закупила 26 единиц газового транспорта, Томская область - 3, Забайкальский край, Республика Хакасия и Свердловская область – по 2 автобуса. Красноярского края в этом списке нет.

Как выяснилось, ничего удивительного: премьерские чаяния прямо противоположны всему тому, что происходило с красноярскими пассажирскими перевозками последнее десятилетие.

* *

Еще в середине нулевых в Красноярске было порядка шестисот единиц общественного транспорта на газу, уже через год от них осталось лишь триста с лишним, а сейчас в городе едва наберется несколько десятков газовых автобусов. «Транспортная политика и города, и края, долгое время была направлена на увеличение пассажирской вместимости общественного транспорта, - отмечает председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев, – а большой автобус соответствующего городского класса - это почти всегда дизель, газовых наши заводы не выпускают. Так что убыль газовых автобусов произошла естественно». «Идея массово оснастить газовым оборудованием автобусы применима только к бензиновым «пазикам», - соглашается с экспертом красноярский частный перевозчик, индивидуальный предприниматель Евгений Хмелевский, – у дизельного двигателя другой принцип работы, переделать его под газ практически невозможно или очень дорого. Я свой транспорт под газ точно переделывать не буду».

«Ну, если у них там что-то в голове созрело, в правительстве, то пусть лучше газ пускают населению, отапливают дома. Но насчет транспорта мое мнение категорично», - отрезал руководитель автотранспортного предприятия Петр Гаппель. Его автобусы ездили на газу в течение пяти лет, а потому особенности «газификации» он знает не понаслышке. «Это и запах, и износ деталей, и небезопасность. Да, сам газ дешевле, но это все выливается потом в ремонт. Во-первых, начали гореть машины, потому что качество газа у нас оставляет желать лучшего. Во-вторых, отечественного газового оборудования не выпускается. Обычно идут американское, итальянское, чешское, которые не предназначены для наших климатических условий. И, в-третьих, водителей, которых можно обучить, нет. Потому что, скажем так, иностранцам все равно: хоть сгорит автобус, хоть заглохнет. В общем, мы через всю эту кухню уже прошли, и не думаю, что в Красноярске кто-то газом широко заинтересуется», - заключил Петр Петрович.

* **

Михаил Омышев уверен, что для перехода общественного транспорта на газ необходимо прежде учесть ряд моментов – инфраструктурных и законодательных. «Существует два вида газового топлива: пропан-бутановая сжиженная смесь и так называемый комбинированный, сжиженный газ, - рассказывает он, – газовой трубы у нас нет, она заканчивается в Кемерове. Соответственно, на сегодняшний день нам доступно только пропан-бутановое топливо, а оно по цене почти одинаковое с бензином». Потребуется и разветвленная сеть АЗС, которые смогли бы снабжать качественным топливом.

Кроме того, выгодным использование газового транспорта может быть только при условии снижения налогов: эксплуатация таких машин в среднем выходит на 10-15 процентов дороже, чем бензиновых или дизельных. «Мы с этой инициативой выходили десять лет назад, и семь лет, и пять. Потому что если есть заинтересованность в экологически чистом транспорте (особенно том, что идет по центру города), то необходимо компенсировать дополнительные затраты. На установку соответствующего оборудования на двигатель, на систему питания, которая является потенциально опасной. Надо увеличить штат, обеспечить отдельную стоянку или бокс для этого транспорта с приточно-вытяжной вентиляцией, с обучением кадров», - перечисляет Омышев.

Впрочем, всерьез ожидать каких-то комплексных изменений не приходится. Еще в своем докладе 2010 года Министерство энергетики с гордостью рассказывало о «важных шагах» правительства по газификации автопарка. Например, в Госдуму был внесен законопроект «Об альтернативном топливе». Весьма небольшой документ, сводящийся к перечислению статей и законов, которые предлагается дополнить пунктами о газе. Таким образом, на заправки с альтернативным топливом должны распространяться те же законодательные нормы по техническому состоянию, обслуживанию и торговле, что и на обычные АЗС, но сами заправки должны получать льготы. Еще в законопроекте отмечены «мероприятия, стимулирующие перевод общественного транспорта на альтернативные виды моторного топлива». Именно отмечены – о каких-то конкретных инициативах или программах в документе речи не идет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру