Красноярцы проголосовали в унисон с президентом

Жители края сделали «свой» выбор в пользу «чужого»

 Совсем скоро Красноярский край начнет жизнь при новом губернаторе. Подведены предварительные итоги воскресного голосования, в котором приняла участие примерно шестая часть населения региона - 477 тысяч человек, то есть около четверти всех имеющих на то конституционное право. Меньшинство выбрало главу региона за всех. Утрата интереса к делам большой и малой политики проявилась в полной мере. В крае, как и в 28 из 29 других регионов, где выбирали губернаторов, победу одержали именно те персоны, которые получили от президента временное назначение на этот пост и были ставленниками «Единой России». По данным соцопросов, внешнеполитический курс главы государства поддерживают до 90 % россиян. Этот фактор сказался и на результате партии, проводящей политику Путина внутри страны. Результат, несмотря на заявленную конкурентность выборов, омрачил поствыборную риторику штабов проигравших кандидатов.

Жители края сделали «свой» выбор в пользу «чужого»
Рисунок: Анатолий Самарин

Свои чужие

Аналитики говорили о высокой вероятности второго тура выборов в Красноярском крае. В качестве аргумента звучало «происхождение» врио губернатора Виктора Толоконского - выходца из Новосибирской области, малоизвестного в нашем регионе.

Однако победу в первой же «мягкой битве» одержал Толоконский с более чем 63 процентами голосов. Остальные кандидаты довольствовались куда более скромными результатами. Валерий Сергиенко и Иван Серебряков набрали примерно поровну, около 14 процентов. Денис Побилат и Николай Трикман – менее пяти процентов. Выходцу из Новосибирской области отнюдь не помешал издавна приголубленный гипостасис, что, мол, край должен возглавить только «наш». Карта «свой-чужой», как утверждают региональные политики, давно оказалась бита.

Например, депутат Госдумы и экс-губернатор края Валерий Зубов говорит, что регион много лет в силу «происхождения» питался приезжими кадрами: «Идея про «своих» глав региона с 70-х годов прошлого века сработала только дважды! Могу объяснить это явление тем, что край долгое время был территорией развития, сюда прибывало много управленцев, высококвалифицированных кадров для нужд промышленности, экономики. Да и сама Сибирь заселялась пришельцами по Столыпинской реформе, сюда бежали старообрядцы, здесь были лагеря ГУЛАГ…Космополитичная ментальность такая сформировалась не вчера».

История краевых выборов (не назначений) губернатора коротка. Первая схватка состоялась в 1998 году между тем же Валерием Зубовым и Александром Лебедем с явкой в первом туре 48 процентов, во втором - около 60. Спустя четыре года война за кресло губернатора между Александром Уссом и Александром Хлопониным собрала на избирательных участках около 46 процентов населения края. В обеих эпопеях побеждали «не наши». Так и на нынешних выборах для электората оказалось неважно, кто из кандидатов был местный, а кто приезжий. Ценза оседлости для губернаторов у жителей края нет. Как и понимания, чем «наши» могут быть лучше, кроме происхождения.

После двенадцатилетнего отсутствия прямых выборов губернатора и короткого знакомства с кандидатами, часть которых до широкой публики, судя по результатам, так и не достучалась, население явно ориентировалось на нужды картофельных выходных и, что, наверное, не менее важно - указующий перст федерации.

Среди избирателей количественно лидировали люди с большим жизненным багажом, тяпками за спиной, верой в президента и его выбор. Самая распространенная избирательная стратегия, учитывая мой опыт наблюдателя, была забетонирована следующей мыслью: Путин поставил Толоконского, мы поддерживаем Путина, зачем спорить с властью и тратить деньги на какие-то выборы? Вместо, казалось бы, задавленной федеральным волеизъявлением жажды поучаствовать в определении судьбы края, граждане сплоченно продемонстрировали способность слушаться и видеть политический ориентир в верховной власти.

По мнению председателя правления фонда ФоРГО Константина Костина, в большинстве регионов предвыборные кампании проходили по сценарию референдума: будущий губернатор заранее известен, а избиратели голосуют за или против «готового победителя». Красноярский край не стал исключением.

Идеологическая близость

Выделяется еще одна особенность этих выборов. Никакого идеологического каркаса в кампаниях кандидатов не было. Практически во всех так называемых предвыборных программах просвечивало подозрительное маркетинговое единомыслие. Край стагнирует, экономике требуется перезагрузка, промышленности нужен рост, аграриям, малому и среднему бизнесу - преференции, молодежи - дешевые квартиры... Обозначился и общий для всех кандидатов «враг» - финансово-промышленные группы, сокращающие по федеральному законодательству налоговые выплаты в бюджет региона. Поэтому ФПГ надо, мол, трясти до полного пополнения дырявой казны. Из чьей это программы? Кстати, рецептов победительной борьбы со вскрытыми проблемами тоже не было представлено. Менять поголовно всех персонажей в сером доме? Воевать с Москвой за налоговую политику в пользу региона? Вносить местные разумные и чёткие законопроекты в пику федеральным?

Население так и не смогло внятно различить претендентов на пост губернатора и выбирало, исходя из единственного условия - узнаваемости портрета и ФИО под ним. Толоконский победил на 2159 участках края, причем в 17 территориях набрал от 70 до 80 %. В селе Хатанга за него проголосовало свыше 80 % избирателей. Валерий Сергиенко стал первым на 19 избирательных участках, Ивану Серебрякову отдали первенство на шести, а Денису Побилату - на одном. Отличился Николай Трикман, нигде не став лидером голосования.

Несмотря на предсказуемость итогов, один момент удивил: матерый политик Валерий Сергиенко набрал примерно столько же, сколько таинственный, мало кому известный Иван Серебряков. За спиной последнего всю баннерную историю выборов маячил депутат ЗС и «авторитетный предприниматель» Анатолий Быков. Можно ли считать голоса за Серебрякова чисто быковскими? Вероятно: молодой депутат Красноярского горсовета так и остался tabula rasa. Но что удивительно: ни в Назаровском районе, ни в Октябрьском районе Красноярска, где традиционно народ симпатизирует Быкову, пальму первенства Серебрякову не отдали. Эксперт Павел Клачков высказался по этому поводу так: «В течение всей предвыборной кампании представители штаба Сергиенко не раз говорили о своих сверхценных идеях. Эта стратегия уступила действиям основного оппонента - Серебрякова. Там не было великих идей, стоит подчеркнуть качества их кампании - устремленность, собранность, настойчивость. Результат показательный».

Поле битвы после победы достается недовольным

После поражения на выборах практически все аутсайдеры заявили о «беспрецедентных нарушениях» и готовности подать мотивированные и задокументированные жалобы в избирком. На это председатель ведомства Константин Бочаров уже предупредительно заявил: «уверен на сто процентов, что выборы прошли законно».

Анонсированная штабами проигравших борьба за «правду», вероятнее всего, будет краткой и безрезультатной. Доказать фальсификацию нескольких десятков процентов голосов практически невозможно, разве что добавить себе этим демаршем запоздалую узнаваемость среди электората.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 17 сентября 2014

Заголовок в газете: Хор для голоса президента

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру