Председатель правительства начал с достижений. По его словам, объем промышленного производства в крае вырос за прошлый год на девять процентов. И это, мол, при том, что сложилась крайне неблагоприятная конъюнктура для краевых промышленников: мировые цены на различные металлы снизились на 8-15 процентов. «Четвёртый год подряд мы завершили с достойными показателями... Суммарно промышленное производство края в 2013 году превысило 1 триллион рублей». Причина любого регионального роста понятна давно: его обеспечивают добывающий сектор (плюс почти 16 %), энергетика (около 6 %), а также обрабатывающие производства (3 %). Более чем на 17 % выросла в крае добыча нефти (добыто более 21 млн тонн).
Но через несколько абзацев доклада Томенко вспомнил про долги края и катастрофический дефицит бюджета. Похоже, дыры расширялись стремительнее, чем росли темпы разработки недр. Четыре года назад, в январе 2010-го, прямой госдолг края составлял 10,2 млрд рублей. А к 2014-му он вырос более чем вчетверо - до 45,7 млрд.
Чем же объясняют в правительстве такую финансовую яму? Ясно, деньги потратили на благие цели. Томенко перечислил основные: четвертый мост через Енисей, строительство и реконструкция дорог, школ, детских садов. В список позитивных перемен в жизни края попали и такие небесспорные достижения, как миллиардная и затянувшаяся реконструкция БКЗ, еще более скандальная история с реконструкцией театра Пушкина, стройки с большой долей участия федеральных средств – онкологический центр, перинатальный центр, Ледовый дворец, Академия биатлона и зимних видов спорта. Деньги шли также на краевые программы энергоэффективности, создание системы быстрого реагирования на тушение лесных пожаров, системы «Безопасный город» в Красноярске, строительство подстанции «Город» в Железногорске…
Впрочем, подробного анализа эффективности и целесообразности трат Томенко, понятно, не представлял. Обычно эту миссию берет на себя Счетная палата Законодательного собрания, которая как раз и разносила некоторые процессы и объекты типа реконструкции БКЗ в пух и прах. А система «Безопасный город», стартовавшая еще в 2008 году, в 2013 году была реализована в виде установки в трех районах города 249 видеокамер при реальной потребности в них около двух тысяч штук.
ХХХ
«За это же время в крае было реализовано огромное количество проектов и программ развития. Их стоимость намного превышает объем прироста. Например, только капитальных расходов за счет краевых средств за четыре года мы с вами сделали больше чем на 90 млрд рублей (с федеральными эта сумма составляет около 150 млрд рублей)», - заявил Томенко. Объединив ветви власти в этом предложении, он пристегнул тем самым народных избранников к ответственности за бюджетные траты. И был в чем-то прав, поскольку бюджеты и их корректировки проходят процедуру принятия в ЗС.
Зачем понадобилось напоминать депутатам об их доле в дыре бюджета - кажется, можно не гадать. Регион вошел в пышную зону выборов, а «серый дом», что ни день, теряет членов. С момента ухода чиновников на стадию исполнения обязанностей кабинет министров покинули, в частности, два замгубернатора (Кузичев и Гнездилов), два министра (Цапалин и Резников), замминистра (Малькевич), а также пяток советников, помощник губернатора, глава казначейства (Басюк)…
В таких обстоятельствах тактика уместного разделения ответственности ради самосохранения не помешает даже Томенко, который к тому же печется, возможно, не столько о своей персоне, сколько об оставшихся в правительстве кадрах помельче.
ХХХ
Под занавес ответов на вопросы депутатов Виктор Петрович заметил, что в дальнейшем все зависит от нового лидера края, который будет выстраивать новую команду. Но пообещал, что если получит приглашение, то останется работать в крае. Тогда, может быть, найдет вместе с ответственными депутатами ответы на их неприятные вопросы.
К примеру, как будет развиваться алкогольная промышленность региона, которая в прошлом году понесла серьезные потери (см. «МК» от 26 декабря 2013 г.)? Готов ли край к оказанию помощи беженцам с Украины? Как отразились на работе промпредприятий последние аварии с человеческими жертвами - на Ачинском НПЗ и Химкомбинате «Енисей»? Будут ли в связи с Универсиадой-2019 построены спортивные объекты в муниципалитетах края?
А пока Томенко с дипломатической изворотливостью ответствовал, что цели есть, но с деньгами туго: «Мы сейчас живем в период значительных перемен в жизни края – как политических, так и социально-экономических. В ближайшее время, как мы с вами понимаем, многие вопросы и темы, которыми мы занимались прежде, ждет серьезная перезагрузка».
ХХХ
Примерно в таком же духе поддержал диспут и спикер Александр Усс, но сослался не на Томенко, а на его шефа, врио губернатора Виктора Толоконского: «В выступлении Виктора Александровича есть много вещей, которые потребуют от всех нас большой работы: где-то понадобится подтянуть пояса, где-то быть более внимательными к расходам краевого бюджета».
Напомню, буквально за два дня до этой сессии ЗС Толоконский выступил на семантически схожем мероприятии - публичных слушаниях по исполнению бюджета 2013 года. Врио озвучил как минимум три глобальных тезиса из сценарного плана на будущее края. Во-первых, надо не сокращать расходы, а повышать доходы. Во вторую голову необходимо увеличить финансовую поддержку от федерального центра. А также пересмотреть налоговые льготы предприятиям, поскольку «не может быть налоговой льготы при падающих платежах». Мало того, руководитель региона уличил правительство чуть ли не в отсутствии стратегии развития, а любые планы в отсутствие оной показались ему сомнительными и малоэффективными.
На фоне этих стратегических замечаний претендента на кресло губернатора возникают частные, но закономерные вопросы. Например, сбудутся ли планы того же Виктора Томенко относительно работы в новом составе правительства? Без стратегии-то? Во всяком случае, депутаты, словно прочувствовавшие коллективную ответственность за происходящее в крае, приняли доклад Томенко с оценкой «удовлетворительно».
ХХХ
Между тем политический сезон, конец которого обычно символизирует последняя сессия краевого парламента, нынешним заседанием явно не завершится.
В зале сидели как минимум три конкурента Толоконского в борьбе за пост губернатора - Денис Побилат (ЛДПР), Валерий Сергиенко (КПРФ) и Николай Трикман («Справедливая Россия»). Этим народным избранникам, как и партактивам, безусловно, не до каникул. Да и правительству придется доказывать если не наличие стратегии и тактики, то хотя бы способность выживать в условиях перезагрузки. Так что никакой это не конец сезона – просто песочные часы перевернулись, экономика последней сессии начала перетекать в ту еще политику.