Политический сезон встал другим концом

С финальной сессией ЗС песочные часы перевернулись с ног экономики на главу региона

02.07.2014 в 07:57, просмотров: 1974

 Финишировала последняя в этом политическом сезоне сессия Законодательного собрания края. Как и ожидалось, главную и практически сольную партию на заседании исполнил и. о. главы кабинета министров Виктор Томенко. По сути, он взял на себя ношу, которой избежал Лев Кузнецов, покинувший край сразу после нового назначения. Премьер доложил о результатах работы правительства за последние четыре года, но его победную реляцию депутаты смазали дегтем неуютных вопросов. Правда, назвать все это концом сезона язык не поворачивается.

Политический сезон встал другим концом
Рисунок: Анатолий Самарин

 Председатель правительства начал с достижений. По его словам, объем промышленного производства в крае вырос за прошлый год на девять процентов. И это, мол, при том, что сложилась крайне неблагоприятная конъюнктура для краевых промышленников: мировые цены на различные металлы снизились на 8-15 процентов. «Четвёртый год подряд мы завершили с достойными показателями... Суммарно промышленное производство края в 2013 году превысило 1 триллион рублей». Причина любого регионального роста понятна давно: его обеспечивают добывающий сектор (плюс почти 16 %), энергетика (около 6 %), а также обрабатывающие производства (3 %). Более чем на 17 % выросла в крае добыча нефти (добыто более 21 млн тонн).

Но через несколько абзацев доклада Томенко вспомнил про долги края и катастрофический дефицит бюджета. Похоже, дыры расширялись стремительнее, чем росли темпы разработки недр. Четыре года назад, в январе 2010-го, прямой госдолг края составлял 10,2 млрд рублей. А к 2014-му он вырос более чем вчетверо - до 45,7 млрд.

Чем же объясняют в правительстве такую финансовую яму? Ясно, деньги потратили на благие цели. Томенко перечислил основные: четвертый мост через Енисей, строительство и реконструкция дорог, школ, детских садов. В список позитивных перемен в жизни края попали и такие небесспорные достижения, как миллиардная и затянувшаяся реконструкция БКЗ, еще более скандальная история с реконструкцией театра Пушкина, стройки с большой долей участия федеральных средств – онкологический центр, перинатальный центр, Ледовый дворец, Академия биатлона и зимних видов спорта. Деньги шли также на краевые программы энергоэффективности, создание системы быстрого реагирования на тушение лесных пожаров, системы «Безопасный город» в Красноярске, строительство подстанции «Город» в Железногорске…

Впрочем, подробного анализа эффективности и целесообразности трат Томенко, понятно, не представлял. Обычно эту миссию берет на себя Счетная палата Законодательного собрания, которая как раз и разносила некоторые процессы и объекты типа реконструкции БКЗ в пух и прах. А система «Безопасный город», стартовавшая еще в 2008 году, в 2013 году была реализована в виде установки в трех районах города 249 видеокамер при реальной потребности в них около двух тысяч штук.

ХХХ

«За это же время в крае было реализовано огромное количество проектов и программ развития. Их стоимость намного превышает объем прироста. Например, только капитальных расходов за счет краевых средств за четыре года мы с вами сделали больше чем на 90 млрд рублей (с федеральными эта сумма составляет около 150 млрд рублей)», - заявил Томенко. Объединив ветви власти в этом предложении, он пристегнул тем самым народных избранников к ответственности за бюджетные траты. И был в чем-то прав, поскольку бюджеты и их корректировки проходят процедуру принятия в ЗС.

Зачем понадобилось напоминать депутатам об их доле в дыре бюджета - кажется, можно не гадать. Регион вошел в пышную зону выборов, а «серый дом», что ни день, теряет членов. С момента ухода чиновников на стадию исполнения обязанностей кабинет министров покинули, в частности, два замгубернатора (Кузичев и Гнездилов), два министра (Цапалин и Резников), замминистра (Малькевич), а также пяток советников, помощник губернатора, глава казначейства (Басюк)…

В таких обстоятельствах тактика уместного разделения ответственности ради самосохранения не помешает даже Томенко, который к тому же печется, возможно, не столько о своей персоне, сколько об оставшихся в правительстве кадрах помельче.

ХХХ

Под занавес ответов на вопросы депутатов Виктор Петрович заметил, что в дальнейшем все зависит от нового лидера края, который будет выстраивать новую команду. Но пообещал, что если получит приглашение, то останется работать в крае. Тогда, может быть, найдет вместе с ответственными депутатами ответы на их неприятные вопросы.

К примеру, как будет развиваться алкогольная промышленность региона, которая в прошлом году понесла серьезные потери (см. «МК» от 26 декабря 2013 г.)? Готов ли край к оказанию помощи беженцам с Украины? Как отразились на работе промпредприятий последние аварии с человеческими жертвами - на Ачинском НПЗ и Химкомбинате «Енисей»? Будут ли в связи с Универсиадой-2019 построены спортивные объекты в муниципалитетах края?

А пока Томенко с дипломатической изворотливостью ответствовал, что цели есть, но с деньгами туго: «Мы сейчас живем в период значительных перемен в жизни края – как политических, так и социально-экономических. В ближайшее время, как мы с вами понимаем, многие вопросы и темы, которыми мы занимались прежде, ждет серьезная перезагрузка».

ХХХ

Примерно в таком же духе поддержал диспут и спикер Александр Усс, но сослался не на Томенко, а на его шефа, врио губернатора Виктора Толоконского: «В выступлении Виктора Александровича есть много вещей, которые потребуют от всех нас большой работы: где-то понадобится подтянуть пояса, где-то быть более внимательными к расходам краевого бюджета».

Напомню, буквально за два дня до этой сессии ЗС Толоконский выступил на семантически схожем мероприятии - публичных слушаниях по исполнению бюджета 2013 года. Врио озвучил как минимум три глобальных тезиса из сценарного плана на будущее края. Во-первых, надо не сокращать расходы, а повышать доходы. Во вторую голову необходимо увеличить финансовую поддержку от федерального центра. А также пересмотреть налоговые льготы предприятиям, поскольку «не может быть налоговой льготы при падающих платежах». Мало того, руководитель региона уличил правительство чуть ли не в отсутствии стратегии развития, а любые планы в отсутствие оной показались ему сомнительными и малоэффективными.

На фоне этих стратегических замечаний претендента на кресло губернатора возникают частные, но закономерные вопросы. Например, сбудутся ли планы того же Виктора Томенко относительно работы в новом составе правительства? Без стратегии-то? Во всяком случае, депутаты, словно прочувствовавшие коллективную ответственность за происходящее в крае, приняли доклад Томенко с оценкой «удовлетворительно».

ХХХ

Между тем политический сезон, конец которого обычно символизирует последняя сессия краевого парламента, нынешним заседанием явно не завершится.

В зале сидели как минимум три конкурента Толоконского в борьбе за пост губернатора - Денис Побилат (ЛДПР), Валерий Сергиенко (КПРФ) и Николай Трикман («Справедливая Россия»). Этим народным избранникам, как и партактивам, безусловно, не до каникул. Да и правительству придется доказывать если не наличие стратегии и тактики, то хотя бы способность выживать в условиях перезагрузки. Так что никакой это не конец сезона – просто песочные часы перевернулись, экономика последней сессии начала перетекать в ту еще политику.



Партнеры