МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

«Чёрное небо» обсудили специалисты в Красноярске

Сможет ли столица края стать экополисом?

Экологи, медики, представители власти и бизнеса обсудили экологию Красноярска. Общественники и чиновники не сомневаются: краевая столица переживает не лучшие времена с точки зрения природоохранных стандартов. Но, как выяснилось, в прошлом веке было ещё хуже. Город, развивавшийся как индустриальная площадка, пожинает плоды советского прошлого, когда большинство заводов, комбинатов и фабрик размещалось вроде бы за пределами городской черты, но из-за «неудачного» прогнозирования (возможно, и урбанистических ошибок проектирования), промышленные зоны оказались окружены жилыми массивами. А население всё чаще жалуется на условия существования.

На круглом столе, который прошёл в редакции «МК» при партнёрской поддержке радиостанции «Серебряный Дождь -- Красноярск» и газеты «Коммерсантъ Красноярск», эксперты обозначили круг неотложных задач. И предложили меры, которые требуются для того, чтобы город стал чище, красивее, привлекательнее для жизни.

За прошлый год в Красноярске насчитали 60 дней "чёрного неба". Фото: youtube.com

Индустрия под колпаком

Собственно, структура вредного воздействия на состояние окружающей среды в Красноярске известна. Заместитель председателя комитета Законодательного собрания края по природным ресурсам и экологии Иван Ребрик рассказал, что промышленные предприятия «доставляют» в атмосферу города львиную долю вредных выбросов. Она, по разным оценкам, варьируется от 40 до 60 процентов в общей массе опасных для здоровья веществ. Основными поставщиками грязи являются заводы и объекты теплоснабжения. Причем около 16 процентов «отходов в облака» дают так называемые малые котельные, будущее которых сейчас активно обсуждается при проектировании схемы теплоснабжения города. Как известно, «малыши» имеют худшее рассевание дыма, чем крупные станции, и потому приносят больше проблем.

Также большой процент выбросов приходится на автотранспорт. Как рассказал депутат, во время последней проверки природоохранная прокуратура выяснила, что ни одно автотранспортное предприятие не проводит предварительный контроль выхлопных систем. Подчеркну, что это коммерческий транспорт, зачастую работающий почти круглосуточно. Но вот парадокс. Крупные индустриальные гиганты под напором федерального и регионального законодательства и в силу социальной ответственности (возможно, обретенной благодаря усилиям общественности) поэтапно снижают объёмы выбросов вредных веществ и отходов. Хотя, очевидно, и не такими темпами, как хотелось бы жителям мегаполиса. Но вот малый бизнес - предприятия, выпускающие, например, асфальт, - контролируется хуже.

Что портит воздух?

Эксперты сходятся во мнении, что за последние десятилетия существенно изменилась структура источников загрязнения. Тема экологии актуальна не только в краевой столице, но и в других промышленных города региона. Норильск, Ачинск, Канск, Лесосибирск, Назарово еще с советских времен входили в перечень экологически загрязненных территорий. В стране ведется подсчет суммарного загрязнения - ученые называют это комплексным Индексом Загрязнения Атмосферы (ИЗА). Данный показатель позволяет учитывать концентрацию вредных веществ и представлять уровень загрязнения как соотношение содержащихся в воздухе опасных веществ к их предельно допустимой норме.

В Красноярске источниками экологического неблагополучия считается, например, бензапирен, формальдегид, взвешенные вещества (пыль). Еще несколько веществ могут добавляться сезонно -- диоксид азота, фенол и аммиак. Из всего этого ядовитого букета самый активный загрязнитель воздуха – бензапирен – получается в результате сгорания топлива в двигателях.

Доцент кафедры инженерной экологии СибГАУ Ольга Тасейко привела любопытный факт: в начале 2000-х годов в краевой столице подсчитали, что при увеличении плотности застройки в городе на десять процентов уровень загрязнения возрастает в два раза! По мнению ученого, точечная застройка, новые «плотные» микрорайоны существенно увеличивают «плохое» рассеивание выбросов. Но Тасейко не исключает, что от назревшей в конце восьмидесятых годов прошлого века экологической катастрофы Красноярск спасло массовое закрытие предприятий, ставших нерентабельными в новых экономических условиях. А выжившие компании модернизируют системы очистки.

При этом «зеленые легкие» города тоже надо развивать с умом: «По математическим моделям видно, что плотное озеленение и большие массивы высоких деревьев мешают рассеиванию вредных веществ». Но озеленение всё же оказывает по большей части позитивное воздействие на мегаполис - оно создаёт тот самый комфорт, который позволяет пережить режим «черного неба» летом.

Бизнес задумался о чистоте

О будущем заботится и бизнес-сообщество – не только экологи. Как высказался на круглом столе генеральный директор ООО «Инком-Сосны» (застройщик коттеджного поселка «Удачный») Александр Горностаев, в Красноярске одна из самых насущных проблем – дым от теплоэлектроцентралей, который покрывает сажей окрестности в широком радиусе. Пора краю переходить на газификацию – это не только снизит задымление атмосферы, но и позволит экономить на топливе, - считает представитель строительной отрасли. Александр Горностаев настаивает также на том, что изначально город рассчитывался при строительстве промышленных объектов на мощности Красноярской ГЭС, которая вообще не имеет выбросов. Надо потреблять ее ресурсы при экспансивном развитии города. И вообще, по мнению Горностаева, деятельность по снижению техногенной нагрузки надо начинать уже сегодня, а не спустя «сто или пятьсот лет, когда нас уже не будет». «Мы должны жить в чистом городе! Многие здравомыслящие люди уезжают из Красноярска в города с благополучной экологической ситуацией. Если так будет продолжаться, - предрёк предприниматель, - наш город очень скоро ощутит нехватку квалифицированных специалистов, инженеров».

Степень экологической безопасности предприятий, в том числе, теплоснабжения Горностаев предложил проверить самой природой – перенести питомцев зоопарка «Роев ручей», например, под трубы, и посмотреть, не вырастет ли у животных по шесть рогов? Если состояние подопытных останется в норме, тогда и предприятие можно причислять к экологически чистым.

За этими эмоциональными предложениями стоит вполне трезвый взгляд в будущее: решительные меры нужно принимать сегодня, потому что завтра они будут не нужны. Жители городов хотят сейчас наслаждаться чистым воздухом, водой, природой, которая все дальше уходит от жилых массивов…

Кстати, такой же совет -- почаще выезжать в леса и дышать чистым воздухом -- дают медики. Как рассказала главный врач клиники, специалист по аллергии Людмила Тисленко, «экологическая обстановка в Красноярске ухудшается, но она еще не настолько критична, чтобы привести к массовым вспышкам заболеваний». Доктора затрудняются с экспертной оценкой при ответе на вопрос: что же провоцирует лор-болезни – то ли факторы экологии, то ли распространение вирусных инфекций. И как эти факторы связаны? Но одну закономерность лечащие врачи разных профилей отмечают единогласно. В Красноярске стало много «кашляющих» людей – причем без ярких примет конкретных заболеваний. Не исключено, что такова реакция организма именно на состояние неблагоприятной окружающей среды. Впрочем, по словам Людмилы Тисленко, всё же некорректно говорить, что виновата только экология, хотя она играет, безусловно, существенную роль.

Власть над экологией

И если «диагноз» плохой экологии Красноярска спикеры круглого стола поставили почти единогласно, то в рецептах оздоровления и планируемых действий они предложили разные подходы. Например, эксперт со стороны государства -- начальник отдела экологической экспертизы и регулирования деятельности в области обращения с отходами министерства природных ресурсов и экологии региона Юлия Гуменюк -- заявила: «В городе действуют несколько постов контроля состояния воздуха. Есть и передвижная эко-лаборатория, которая определяет основные загрязняющие вещества в атмосфере». И количество постов надо увеличивать.

С чиновником не согласился бизнесмен Горностаев. По его словам, простая фиксация фактов нарушения природоохранного законодательства проблему не решает. А штрафы, хоть они и регулярно увеличиваются, не направляются на экологические мероприятия, а в обезличенном виде поступают в бюджет. Вычленить их оттуда и направить на улучшение окружающей среды -- непростая задача.

Депутат Иван Ребрик рассказал, что есть инициатива возродить Экологический фонд, который позволил бы решить многие задачи. При этом строгость законов надо повышать, в том числе и в рублёвом эквиваленте. Штрафы нужно доводить до миллиона рублей, двух, четырёх, десяти – делился концепцией депутат.

Есть еще одна тенденция, которая касается жителей и Красноярска, и края. Появление несанкционированных свалок бытовых отходов также является фактором причинения ущерба природе. А устоявшаяся ментальность и привычка относиться к мусору как к «перегною», который будет поглощён мощной природой Сибири, не позволяют сформировать общественные инициативы, привычные для города (в виде экологических волонтерских квестов или субботников) в сельской местности.

…Одна тема осталась за скобками – это вынос промышленности за пределы города. Хотя некоторые эксперты утверждают, что часть предприятий Красноярска действительно можно перенести за городскую черту, похоже, эта идея осталась в прошлом. Дело не только в деньгах, которых из-за кризиса просто не хватит на масштабные перестройки, но и в том, что заводам с их территориями и технологиями пройти такой путь крайне сложно. Предприятиям остаётся поэтапно внедрять новейшие технологии очисток. Или получать крупные штрафы. А общественности придется в условиях тревожной обстановки развивать массовое экологическое сознание и формировать единый центр ответственности за экологическую безопасность в крае. Без этого центра все разговоры об улучшении природы останутся лишь мечтами.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах