Родилась Аня в Якутске 40 лет назад. Отец – художник, поэтому всю свою жизнь, сколько себя помнит, Аня провела рядом с палитрами, красками и разговорами о прекрасном. Она явно унаследовала от отца своеобразный реализм и пристрастие к пейзажам. На его полотнах отражается природа Севера, красоты гор, тундра с оленями и представители местных народностей. Мама Ани тоже была живописцем, но рано ушла из жизни, и напоминают о ней в основном картины.
Анна окончила художественную школу, училище, а потом двинулась во Владивосток, где некогда училась мама. Там, в академии искусств она встретила первую любовь. И первую кризисную ситуацию: «Хотелось всё бросить – холсты, кисти, это было время метаний, - вспоминает художница. - Но помогла любовь - студент актерского факультета вернул меня к жизни. Было много романтики, мистики, увлечения философией, мы много рассуждали, кто ты и зачем в этом мире. И только после этого кризиса я поняла – я художник, и ничем иным заниматься не буду!».
Влюблённая пара перебралась на родину Анны, и началась обычная жизнь, надо было зарабатывать деньги, строить семью. Жена преподавала в институте. Муж устроился в театр. Родился сын Адам. Денег катастрофически не хватало. В этот период художница Осипова освоила, кажется, все смежные специальности – делала витражи, интерьеры на заказ, научалась своими руками мастерить мебель, делать ремонт, резать по кости фигурки.
Позже эта школа жизни не раз выручала. Но тогда семья, как лодка, всё же разбилась о быт. А следом пришла новая любовь. В ту пору в Якутск приехала делегация из Франции, куда входил молодой исследователь. Он и стал спутником Анны, показавшим ей всю Францию. У Осиповой на этом творческом этапе сформировался художественный стиль. В Европе она поняла, насколько ценна для западной традиции её этнокультура. И на полотнах Анны появились первый олень, синий снег, праздники встречи Солнца, хотя до этого художница, как ей казалось, была пресыщена северной тематикой. «Я начала слушать песни на своём языке, потом мы двинулись с новой подругой-фотографом в экспедицию на север. До этого оленей я видела только в зоопарке. Всего за этот период родилось около двух десятков полотен», - делится Анна.
Как любой «роман», французская история закончилась. Но Анна - явный баловень судьбы. Ей тут же поступило предложение из Красноярска. В региональном отделении Российской академии художеств её ждали невиданные условия – стажировка у лучших наставников, мастерская, зарплата. Всего в творческих мастерских академии Анна провела четыре года под руководством профессора из Санкт-Петербурга, художника Анатолия Левитина. «Это не человек - целая эпоха! – восхищенно говорит о нём Осипова. – Он родился в 1922 году, до сих пор полон творческих сил, может вставить, говоря по школярски, пистонов! Я думала, что раз попала в академию, надо всё по правильному начинать. Решила нарисовать сирень… А он мне - что развела какие-то сопли?!»
Дело в том, что мастер видел портфолио Анны, где была представлена гораздо более жёсткая и брутальная, «корпусная» живопись. Самобытность - вот что ждал академик от подопечной. И, судя по работам Осиповой, северная уникальность стала её узнаваемым подчерком.
«Сын однажды спросил меня: мама, а кто такие кочевники? Это мы, - говорю…» Но сейчас семья, судя по всему, надолго осела в Красноярске. Анна – член Союза художников России, имеющая мастерскую. Осипова активно выставляет свои работы. Одна из выставок откроется в конце марта в «Концертной студии Дождя» в рамках образовательного проекта, подготовленного издательским домом «КоммерсантЪ» при поддержке «МК» в Красноярске» и радиостанции «Серебряный Дождь – Красноярск».
А вообще увидеть диковинный и загадочный живописный мир Анны Осиповой можно во многих музеях. На меня он произвёл впечатление мистического (если угодно – магического) реализма, этнической колыбели и самих природных основ.