МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Красноярск выбирает новый путь

Перспективы развития города озадачили производственников и порадовали белок

 Что где стоит нам построить? Над этим вопросом красноярцам предлагают поразмыслить до конца года. Одной из самых обсуждаемых тем недели в информационном пространстве стал проект генерального плана города. Презентации документа сопутствовала общественная дискуссия «Образ будущего Красноярска». В ней приняли участие разработчики проекта, представители исполнительной и законодательной власти, архитектурно-строительного сообщества, специалисты ресурсоснабжающих организаций, экологи, общественники и неравнодушные обыватели. Проект нового генплана, в котором отражено развитие Красноярска до 2033 года, удовлетворил не всех. Разработчикам пришлось выслушать немало претензий и вопросов. Часть из них в качестве предложений войдет в повестку обсуждений новых общественных слушаний, которые станут очередным этапом знакомства горожан с генпланом.

Фото: Екатерина Малая

Красноярск смотрит на запад

Генплан предусматривает развитие Красноярска в северо-западном направлении. Этот плацдарм признан экспертами наиболее перспективным для строительства жилых кварталов и наиболее благоприятным для проживания. Жители северо-запада смогут оценить преимущество удаления от восточной части города, где базируются загрязняющие воздух промышленные предприятия. Кстати, тема окружающей среды проходит «зеленой нитью» по всему генплану. Он подразумевает формирование так называемого рекреационного каркаса территории – устройства новых скверов, парков, расширения общественных пространств. Их число значительно увеличится, и они будут существовать не обособленно, а как единая система, пронизавшая Красноярск от центра до окраин. Красноярцы получат выход к набережным и левого, и правого берегов Енисея и переход на острова. Словом, местным белкам, о печальной судьбе которых на скудных зеленых просторах Красноярска рассказали экологи в процессе обсуждений, будет, где разгуляться. Новая топографическая карта столицы края должна позеленеть с годами, в том числе, за счет сноса старых кварталов и выноса части промышленных предприятий за черту города, сокращение размеров производственной территории тех площадок, перенос которых в данный момент нецелесообразен. Со слов разработчиков генплана, город ждут значительные изменения. «Какая-то часть освободившихся промышленных площадей будет трансформирована в деловую недвижимость, в инновационные предприятия и, может быть, технопарки, - говорит директор Центра урбанистики Томского государственного университета Алексей Козьмин. - Часть перейдет под жилую застройку - там, где можно это сделать без рекультивации. Также на юго-востоке планируется отвести площадку под логистический центр, в самом конце города, рядом с трассой М-53 и железной дорогой». Понятно, что по цепной реакции встает необходимость в изменении и транспортной схемы. Разработчики генплана сочли разумным грузовой и личный автотранспорт, насколько это максимально возможно, направить в обход центра города. Приоритет будет отдан общественному транспорту и пешеходам. В городе появятся новые переходы и многочисленные дорожки для движения пешеходов и велосипедистов.

Предприятия Красноярска не торопятся сдаваться

Не мудрено, что вопрос сокращения территорий, отведенных под промышленные предприятия, вызвал самые жаркие споры. Производственников, в частности, Енисейское речное пароходство перспективы отступления с давно обжитых позиций не порадовали. Категорическое несогласие с разработчиками генплана высказал председатель координационного совета группы компаний «Енисейское речное пароходство» Александр Иванов.

«Енисейское пароходство создавалось 80 лет назад, когда шло громадное развитие Восточной Сибири. А теперь нам говорят: давайте речной порт из Красноярска вынесем!», - отметил он.

Позицию речников пообещали учесть.

«С набережных Енисея, наверное, стоит вынести промышленные предприятия за пределы города, но для этого надо создать им условия, чтобы они не умерли, а действительно построились, - говорит председатель комиссии по градостроительной политике Красноярского горсовета депутатов Юрий Туров.

В то же время часть экспертов высказало сдержанное недоумение – с 2006 года «Енисейское речное пароходство» полностью отказалось от пассажирских перевозок, а как зашел разговор об эффективности эксплуатации городских земель, руководство предприятия заговорило о своей важности для Красноярска и края...

Глава Красноярского края Виктор Толоконский (слева) и мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. Фото: www.krskstate.ru К дискуссии о промышленном развитии Красноярска подключился и врио губернатора Красноярского края Виктор Толоконский. Он подчеркнул, что сохранять и развивать городскую промышленность можно и нужно, но в то же время в современных условиях есть все возможности для того, чтобы делать эту работу без ущерба для краевого центра и его жителей.

«Например, НПО «Радиосвязь» прямо в центре Красноярска делает современные средства связи, электронику, автоматическое оборудование – интеллектуальный продукт с высокой добавленной стоимостью, производство которого не несёт для города экологических последствий. То же самое должно быть и на других машиностроительных предприятиях. Будет обновлено и металлургическое производство. Я надеюсь, что будут найдены инвестиционные ресурсы для производства в Красноярске не просто алюминия, а алюминиевого проката, алюминиевого листа. А это другая добавленная стоимость, другие доходы граждан города, другие поступления в бюджет Красноярска», - подчеркнул Виктор Толоконский.

К слову вспомнить, разработку градостроительной документации в августе прошлого года доверили москвичам - «Российскому институту градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». И питерцам - компании ОАО «РосНИПИУрбанистика», которая в ответе за планировку улично-дорожной сети, мест общественного пользования и разработкой комплексного транспортной схемы. Но, несмотря на уверенные доводы, столичный взгляд на будущее сибирского города не показался участникам дискуссии глубоким. Некоторые эксперты предрекли Красноярску судьбу Детройта, который, с их слов, пришел в упадок после закрытия работавших на его территории заводов. В ответ глава краевого центра Эдхам Акбулатов заверил, что этому не бывать: объемы производства на территории города будут расти, но уже за счет создания новых, экологически безопасных производств. Под них зарезервированы зоны во всех районах города. Впрочем, самым промышленным, как и прежде, останется северо-восточное направление.

Скептики разгулялись на просторах генплана

Не порадовала иных экспертов и высотная застройка, которой должен обрасти северо-запад города. Говорят, красноярский застройщик увлекся ею чересчур, не учитывая программы социально-экономического развития города. «Я настоятельно хотел бы видеть в генплане этапность, - говорит депутат Красноярского горсовета, член Союза строителей края Александр Коропачинский. – К тому времени, когда численность населения Красноярска увеличится, например, на двести тысяч человек, какая часть плана будет реализована? Очередности реализации задуманного не хватает. Если все пустить на самотек, то застройщики придут сегодня туда, где нет никаких объектов и более дешевая земля. Потом будут просить у власти инфраструктуру. Так город сам себя загонит».

В свою очередь разработчики и представители исполнительной власти на все недовольные заявления отвечали прямо –документ еще сырой и его предстоит совершенствовать как минимум пару месяцев. До согласования с депутатами горсовета пройдет целая серия публичных слушаний. Так что есть возможности и время для принятия компромиссных решений.

«Такой проект как генплан города не может быть без замечаний, - считает Акбулатов. – Они касались, в частности, устройства транспортных развязок. В настоящее время эти вопросы проработаны. Так что, на общественных слушаниях можно будет рассмотреть отдельно каждую из развязок. Появятся еще замечания, какие-то дополнения. Мы должны будем их учесть. При этом, как я вижу по генплану, разработчики не проигнорировали его новую идеологию - во главу угла поставлен человек».

Генплан должен изменить уровень экологической безопасности: наращивание энергетических мощностей с учетом не лучшей обстановки в городе невозможно без радикального изменения технологий. Разработчики и чиновники еще не определились с «механизмом», но заранее обещают порадовать экологов. «Схемы развития инженерной инфраструктуры предложены, - говорит мэр. - Что касается теплоисточников, то это наиболее острый вопрос - либо мощности должны быть наращены за пределами Красноярска, либо с изменением технологий, то есть предполагается переход на новые экологические способы генерации тепла».

В завершение обсуждений слово взял врио губернатора края Виктор Толоконский. Во время выступления он поднял еще один волнующий красноярцев вопрос – быть или не быть в Красноярске метрополитену. Основываясь на своем опыте работы в Новосибирске, он отметил, что нет прямой связи между строительством линий метро и количеством личного транспорта в городе. По его словам, Новосибирск, построив с конца 80-х годов как минимум 6-7 дополнительных станций с переходами, не увеличил пассажиропоток, хотя население города увеличилось за это время примерно на 200 тысяч жителей. В то же время стоимость строительства метро такова, что в нынешних условиях городу гораздо выгоднее развивать дорожную сеть, строить развязки и парковки, нежели возвращаться к строительству «подземки».

«Сегодня одна станция метро и один переход — это в среднем 5-6 миллиардов рублей, а первая очередь метро должна быть как минимум в 5-6 станций плюс метромост. Многоуровневая транспортная развязка обойдётся в полмиллиарда, а менее крупные двухуровневые — ещё дешевле. Понятно, сколько транспортных задач можно решить в городе за те же деньги, что и строительство первой очереди метро. Но, в любом случае метрополитен краевому центру нужен! Если мы сейчас уберём метро из генплана, то дадим неправильный сигнал и себе, и внешнему миру, что город не будет развиваться. Метро — непременный атрибут миллионного города», - сказал Толоконский.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах