Региону предстоит экономить, но развиваться

Виктор Толоконский наметил бюджетные цели для правительства Красноярского края

 «У нас сила экономики ещё не трансформирована в качество жизни», - эти слова врио губернатора, произнесенные на недавних публичных слушаниях по исполнению бюджета региона-2013, некоторые наблюдатели расценили как ключевую оценку социально-экономического развития.

Дискуссии по исполнению бюджета в Законодательном собрании края традиционны. Стал ли нынешний диалог, в котором приняли участие законодатели, представители правительства и муниципалитетов края, полномасштабным и результативным? Очевидно, да. И причина не только в вовлечённости всех ветвей власти в дебаты, без которых не будут достигнуты властные консонансы. В крае сложилась сложная финансовая ситуация, и это констатировали все участники слушаний: при огромном дефиците казны и высоком уровне заимствований регион завершил год с многомиллиардной кредиторской задолженностью. Как выразился глава края, «острая ситуация с бюджетом, о которой сегодня говорили докладчики, требует незамедлительных мер». Публичные слушания должны были выполнить функцию своего рода лакмусовой бумаги, проявителя оценки. В результате зарождается новая финансовая стратегия.

Виктор Толоконский наметил бюджетные цели для правительства Красноярского края
Виктор Толоконский: "У нас сила экономики ещё не трансформирована в качество жизни". Фото Александра Паниотова

 Индикаторы на фоне долгов

Индикаторы состояния экономики края в виде строк исполнения бюджетных обязательств или экспертных и рейтинговых значений давно показывают разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, есть сугубо положительные.

Край лидирует среди других, в том числе сибирских регионов. Как известно, индекс промышленного производства по итогам 2013 года составил 109 процентов при среднем показателе по России 100,4 процента. Рост обеспечили недродобыча, обрабатывающие производства и энергетика. Строительный комплекс края в прошлом году ввел более 1,1 млн кв. метров жилья (105,3 процента к 2012 году).

Такой фундаментальный показатель как уровень безработицы достиг в крае минимального значения за последние 20 лет – 1,4 процента. Это стало возможным благодаря, в частности, госпрограммам поддержки людей, лишившихся работы, и активной реализации региональных инвестиционных проектов.

По объему инвестиций на душу населения край существенно опережает среднероссийский показатель и занимает первое место в СФО. В прошлом году среднемесячная зарплата превысила 31 тысячу рублей (в среднем по стране – около 30 тысяч). Динамика доходов населения – результат мер, направленных на выполнение майских указов президента.

Виктор Толоконский резюмировал положительные итоги так: «Это и рост зарплаты бюджетников, и общее увеличение доходов населения. Рост экономических показателей, ВВП, объёма инвестиций. По этим показателям край является лидером не только в Сибири, но и в России. Если по абсолютному уровню зарплат край может уступать Москве, северным нефтяным регионам, то по темпам её роста он в числе первых».

Экономическое развитие требует перезагрузки

Но есть вопрос, потребовавший от участников дискуссии мобилизации управленческих и интеллектуальных усилий всех ветвей власти: почему при таких радужных показателях экономического развития бюджет выглядит более чем тревожно?

«Мы работаем по многим направлениям как в территориях края, так и в Москве, взаимодействуем с экспертным сообществом, - подчеркнул на слушаниях Толоконский. - Однако многое ещё предстоит изменить, в том числе в общественном сознании. Необходима комплексная система действий».

При этом и. о. губернатора предостерёг от простых и поверхностных решений: «Не нужно сводить разговоры об исполнении бюджета-2013 только к возросшему дефициту. Он действительно есть и требует очень серьёзного осознания и осмысления». По словам Толоконского, есть немало и собственных недоработок, и недостаточного понимания внутренних резервов: «Мы должны изменить базовые, принципиальные управленческие подходы. И в работе с федерацией, и в работе с крупными компаниями, и с бизнес-сообществом в целом. А также обновить наши подходы к формированию расходов».

Нетипичный регион

Есть нюанс, на который Толоконский обратил особое внимание. Большинство регионов выполняет задачи по росту зарплат бюджетников, практически не наращивая бюджетных расходов: «К примеру, в Новосибирской области на момент принятия указов заработная плата многих категорий бюджетников уже соответствовала средней по региону. Всё потому, что средняя зарплата по области в целом была 20 тысяч рублей. При том, что в Красноярском крае она уже приближалась к 30 тысячам. В крае сильная промышленность, северные территории, которые определяют средний уровень зарплат. А значит, и при повышении доходов бюджетников до этого уровня нам приходится направлять гораздо большие средства, чем соседям... Мы попали в объективно нетипичную для большинства субъектов ситуацию. И она требует рассмотрения и реагирования на уровне РФ».

Глава края также считает, что на разбалансированность бюджета решающим образом повлияли внешние факторы. Это, к примеру, изменения Налогового кодекса, («Было решено, что субъекты федерации будут строить свои доходы на прибыли, а федерация – на доходе «с оборота», - пояснил Виктор Александрович) и разнонаправленные тренды на рынке металлов.

Рецепты и подходы на публичных слушаниях прозвучали разные. К примеру, глава Северо-Енисейского района Ишмурат Гайнутдинов заявил, что, принимая на себя социальные обязательства как глава муниципалитета, предлагает региональным властям и Федерации решить их часть проблем. А замруководителя администрации Норильска по экономике и финансам Ирина Перетятко считает, что проблема межбюджетных отношений касается не только сцепки «регионы и Федерация», но в той же мере - «регионы и муниципалитеты»: «Совокупные доходы, собранные на территории в консолидированный бюджет края, составили более 30 млрд рублей, из которых в городском бюджете Норильска осталось 5,6 млрд, а остальная часть была перечислена в региональный бюджет. Необходимо уменьшить степень централизации доходов, заработанных на территориях, и повысить заинтересованность регионов и муниципалитетов в их экономическом развитии».

Экономия, но развитие

И все-таки: сокращать расходы или повышать доходы, чтобы сбалансировать бюджет? Толоконский уверен, что снижать затраты необходимо, но в приоритете - выход «на устойчивую траекторию роста доходов бюджета». То есть «задача обеспечить сбалансированность бюджета не означает снизить расходы. Наоборот, нужно повысить доходы. Объём инвестиций в крае уже достиг интервала 350 – 400 млрд рублей. Это в большей степени экономические, производственные инвестиции. У нас огромный резерв в развитии переработки».

По мнению главы региона, в крае мало предприятий и технологий глубокой переработки углеводородов, сельхозпродукции, леса. Уповать приходится и на потенциал инновационной экономики машиностроительных предприятий. «Развитием инновационного сектора надо будет заниматься очень серьёзно и очень настойчиво. Вместе с бизнесом, с научными институтами», - пообещал Толоконский.

Договориться с федерацией

Глава региона также уверен, что необходимо более четко работать с федеральными властями: необходимо «увеличение финансовой поддержки края со стороны бюджета страны. Обеспечить сбалансированный бюджет только за счёт внутренних ресурсов невозможно. Важно добиться увеличения присутствия края в федеральных целевых программах – включения новых объектов, увеличения объёма финансирования по уже имеющимся направлениям…Нам нужно аргументировать и доказать объективную потребность в специальных целевых субсидиях краевому бюджету со стороны федерального. Это относится и к коммунальному комплексу, и к нашим северным территориям».

Регионов, попавших в столь трудную ситуацию как Красноярский край, в России практически нет, хотя, как оговорился Виктор Александрович, «все без исключения субъекты федерации испытывают дефицит бюджета. Ни в истории края, ни в прошлом других регионов не было ситуации, чтобы в течение четырёх лет доходы бюджета оставались на одном уровне, а расходы, обусловленные политическими и социальными задачами, росли очень высокими темпами. Если бы мы не ставили задачу удвоить зарплату, а увеличивали её в соответствии с уровнем инфляции или исходя из роста краевой экономики, как делали другие регионы, мы бы тоже не имели такого дефицита».

Тем не менее, усилия края по бюджетному планированию оценили именно на уровне федерации. В середине июня регион вошел в пятерку лидеров рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за текущий год. Регион занял четвертую строчку в рейтинге среди всех регионов России и вторую – среди субъектов СФО. Край стал абсолютным лидером в России благодаря публикации так называемого «бюджета для граждан» - понятной непрофессионалам версии бюджета. Такой рейтинг субъектов РФ проводится с целью формирования у регионов стимулов для повышения открытости бюджетных данных и использования механизмов общественного участия и контроля.

Налоги в доходы

Главным наполнителем казны считаются налоги. Виктор Толоконский, несмотря на относительно небольшой срок пребывания в Красноярском крае, успел разглядеть здесь одну из ключевых проблем дефицита казны. «Налоги собираются плохо», - заявил он. И упомянул потенциальных недоработчиков в части формирования налоговых доходов - крупные торговые сети и юридические лица, которые не обеспечивают выплаты НДФЛ за своих работников.

Однако главное зло, на взгляд руководителя края, таится в системе предоставления налоговых льгот крупных предприятиям: «Я прошу коллег из исполнительной власти, депутатов, - обратился он к присутствующим на слушаниях, - ещё раз оценить все нормы краевого законодательства о предоставлении налоговых льгот. Я сторонник применения льгот для стимулирования экономического роста. Но не может быть налоговых льгот при падающих платежах. Есть случаи, когда компания платит вдвое меньше налогов, чем платила прежде, и при этом рассчитывает на какую-то льготу. Так не должно быть! У нас есть очевидный рост валового регионального продукта, и он, безусловно, должен давать налоговую отдачу».

Перетряска возможностей

Переформатированию подходов подвергнется и управление краевой собственностью. Использование производственных активов и собственности давно вызывают сомнения в своей эффективности. «Они обязательно должны быть рентабельны. Не может быть такого, чтобы производственные активы не давали никакой экономической отдачи и, наоборот, всё время потребляли бы ресурсы», - уверен Толоконский. А не инфраструктурные и малоэффективные государственные активы ждет новое будущее: они будут передаваться либо на условиях частно-государственного партнерства, либо продаваться.

В ближайшем будущем трансформируется, по мнению Виктора Александровича, и «человеческий фактор». По замыслу Толоконского, многие госструктуры лишатся лишних чиновников, а некоторые учреждения вообще прекратят существование. К примеру, к концу года будет ликвидировано краевое казначейство, уйдет в небытие институт полномочных представителей губернатора по краю. Внебюджетным фондам, муниципалитетам, аппарату Законодательного собрания также рекомендовано сократить затраты и служащих.

Этот комплексный подход, прописанный врио губернатора экономике региона, может вернуть краю то состояние, которые принято именовать приятным словом «стабильность». Но для этого потребуются и совместные усилия, и кропотливость и въедливость, и объективность, и много чего еще.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 9 июля 2014

Заголовок в газете: Экономия, но развитие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру