Почему "Красноярскнефтепродукту" не везет с генеральными директорами

Бензиновая гавань не тонет, но её прибыль стремится к нулю

Бывшему генеральному директору «Красноярскнефтепродукта» (КНП) Дмитрию Басюку вынесли обвинительный приговор. Судья Марина Белова 18 апреля назначила экс-главе краевого казначейства и промышленного предприятия штраф в 450 тысяч рублей. Дмитрий Флорианович проходил по уголовному делу о махинациях с командировками. Он «искренне раскаялся в содеянном» и возместил ущерб предприятию. В своем последнем слове экс-чиновник сообщил, что «много лет проработал на должностях, где должен был контролировать предприятия». Тем не менее, Басюк признан виновным.

Бензиновая гавань не тонет, но её прибыль стремится к нулю
Коллаж: Сергей Гуськов

Это далеко не первый скандал в «благородном семействе» краевых АЗС. Финансовое состояние компании, более 70 процентов акций которой принадлежит государству, выглядит, судя по некоторым документам, плачевным.

Не исключено, что такая ситуация сложилась именно в силу некомпетентности руководителей, их преступных действий и бесконтрольности со стороны управляющего органа КНП – совета директоров, в который входят влиятельные чиновники.

А мне летать охота!

Дмитрий Басюк ездил в командировки в Москву якобы для решения вопросов с поставкой топлива. Как выяснилось на суде, в это время руководитель посещал пивной фестиваль и футбольный матч «Челси-Шальке» в Германии.

Уголовное дело было возбуждено по статье «Присвоение или растрата с использованием служебного положения в особо крупном размере». УК в данном случае предполагает до шести лет лишения свободы. Из кассы КНП на свои забавы Басюк потратил 126,4 тыс. рублей, что является растратой в крупном размере.

Любопытно, что вместе с шефом в столицу летали коллеги по КНП – для участия в форумах и выставках, которые реальной пользы предприятию не приносили. Условиям командировок сотрудников краевого предприятия можно позавидовать: перелёт бизнес-классом, номера «люкс» в лучших гостиницах столицы. За две командировки в Москву менеджеры из КНП во главе с Басюком умудрились освоить около 700 тыс. рублей.

Гуринские миллионы

Предшественнику Басюка на посту гендиректора Юрию Гурину выписали более внушительный штраф. По решению арбитражного суда Красноярского края первой инстанции он обязан выплатить КНП «рекордную» сумму – 5,5 млн рублей. Так оценен его «вклад» в развитие предприятия! Как говорится в материалах дела, упомянутых средств КНП лишилось в результате решений надзорных ведомств (ЦБ и ФСФР).

Приговор в законную силу ещё не вступил – Гурин его обжалует. Однако этот эпизод - не единственная многомиллионная «шалость». Напомним, в поле зрения правоохранителей попадала пресловутая «благотворительность» КНП (фактически незаконная раздача части прибыли компании краевым учреждениям), а также сомнительная закупочная деятельность.

Так, одним из самых крупных поставщиков, как выяснили правоохранители, оказалось некое ООО «Водолей» со всеми признаками фирмы-однодневки (с которыми сегодня борется налоговая система страны). Только за восемь месяцев деятельности Гурина в 2012 году через ООО, прописанное в обычной квартире, прошло 3,6 млрд рублей (120 млн долларов). А с апреля 2012 года КНП закупало нефтепродукты напрямую, минуя конкурсные процедуры, без соблюдения требований федерального законодательства.

Человек со стороны

В июне 2015 года на должность гендиректора КНП назначили Сергея Берунова. И если сам начальник еще обладает «мандатом доверия» со стороны депутатов, то кадровая политика в отношении новых заместителей «вызывает вопросы», как говорят некоторые депутаты Законодательного собрания края.

Глядя на состав нынешней команды менеджеров КНП, не устаёшь удивляться – по каким принципам и за какие заслуги они оказались во главе крупнейшего предприятия? Среди заместителей числятся личности малоизвестные. Например, зам по финансам Марина Агафонова последние пять лет до КНП служила… главным редактором газеты «Налоговые вести Красноярского края». Павел Жиркин тоже сделал блестящий карьерный рывок именно при Берунове, став его замом по правовым вопросам. До этого в послужном списке значатся скромные позиции — главного специалиста в юротделе агентства по делам ГО и ПБ края (где начальником некогда был Берунов). А первым заместителем Сергея Борисовича стал экс-гендиректор МП «Эвенкиянефтепродукт» - крупнейшего дебитора КНП до прошлого года.

Впрочем, все персональные данные о местах работы назначенцев Берунова недавно деликатно пропали с сайта КНП, оставшись только в копиях документов интернет-поисковиков. Если члены парламента надеются на прозрачность деятельности нового гендиректора, то это - «звоночек»: на КНП начали скрывать славные биографии управленцев.

Сергей Берунов, по мнению депутатов ЗС, представляет собой тип честного управленца. Однако переложение опыта службы в рядах спасателей на почву управления КНП кажется малоубедительным. Пример из недавних интервью Берунова, когда в ответ на просьбы журналистов сообщить о стратегии компании он назвал главным помощником… «дедушку Мороза», который будет обеспечивать увеличение сбыта КНП. А о расширении сетей АЗС руководитель отозвался пословицей, мол, «по одёжке протягивай ножки». Впрочем, известное с прошлых времен «балагурство» бывшего спасателя – не единственная проблема.

Главное – это снижение финансовых показателей. Не исключено, что одно проистекает из другого: производственная сфера с трудом переживает «легкий подход» к управлению, который демонстрирует директор.

В биографии Берунова есть любопытная лакуна. По данным интернет-газеты Ньюслаб, до ноября 2014-го он служил полпредом губернатора по Западной группе районов, и в ноябре же стал руководителем краевого агентства по развитию северных территорий. Газета НКК представляет другую картину: Берунов был полпредом до июля, а в агентство отправился только в ноябре 2014-го. Как сообщают сразу несколько интернет-изданий, выпавший из биографии квартал Сергей Борисович провел в госкомпании «КрасАвиа» в статусе замдиректора по безопасности, «в итоге получил более 300 тыс. рублей компенсации по сокращению должности». «Кроме того, - пишут журналисты, - на работу принимается его дочь». Сейчас на сайте «КрасАвиа» должность замдиректора по безопасности снова занимает человек по фамилии Берунов. Нет, не Сергей Борисович, а Максим Сергеевич. Получается, сын унаследовал кресло отца, хотя оно было ликвидировано? Или это тот случай, когда «спасателю» потребовались деньги, которые он и получил в качестве компенсации?

Не только Дед Мороз

Перебравшись в КНП, Сергей Борисович, как видится, не утратил связи с авиакомпанией. И даже напротив: КНП активно поставляет туда ГСМ, в июле-сентябре 2015 года заключило несколько договоров на 150 млн рублей. Одновременно «КрасАвиа» оказалось в числе крупнейших должников КНП: в арбитраж края заявлен иск к «КрасАвиа» на 117 млн рублей - такова задолженность последнего за ГСМ. Вряд ли Берунов не ведал, что уже два года «КрасАвиа» не платит партнерам и находится в довольно печальном финансовом состоянии. За 2014 год авиаторы получили чистый убыток в 126 млн рублей. Зачем поставлять сюда ГСМ, зная о трудностях получения денег? И не кроется ли здесь «конфликт интересов» «клана» Беруновых?

Кстати, Берунову-старшему на подмогу в совет директоров КНП делегированы от края чиновники высшего ранга. Один из них — Александр Климин, председатель совета — служит первым замминистра промышленности, энергетики и торговли региона и находится под следствием за нарушение антимонопольного законодательства, - сообщали в прокуратуре края. Рядом с Климиным — замминистра Василий Чернов и руководитель агентства по управлению госимуществом края Игорь Айзенберг.

Странно, что при такой команде профессионалов показатели хозяйственной деятельности КНП, если верить отчетам компании, год от года ухудшаются. К примеру, чиновники из совета директоров дружно выступили против подачи в арбитраж документа о том, что действия Гурина причинили ущерб компании. А «дело «Водолея»» так и не было завершено правоохранителями из-за непонятного нежелания чиновников инициировать проверку контрактов с этой фирмой на миллиарды рублей.

Последствия таковы: как подсчитали эксперты, в 2010—2014 годы доля рынка оптовых поставок нефтепродуктов КНП «усохла» в три (!) раза – с 15,8 процента до 5,8. Понятно, что руководство говорит о влиянии конкурентов из числа федеральных игроков. Они увеличили в крае количество АЗС почти вдвое. Что же мешает КНП быть «впереди паровоза»? Ведь компания пользуется известными преференциями в регионе, в частности, при организации северного завоза. Летом прошлого года результаты деятельности КНП критиковал депутат ЗС края Роман Гольдман, который указал, что при выручке в 18 млрд рентабельность «КНП» составила около 2 %. Однако министр промышленности, энергетики и торговли Анатолий Цыкалов в ответ напомнил, что КНП — «социально-ориентированный топливный ритейлер».

На этом фоне особенно тревожно выглядят такие выкладки: с 2012 года (пока у «власти» в КНП стояли поочерёдно Гурин, Басюк и Берунов) компания снизила товарооборот почти вдвое – с 1,17 млн тонн ГСМ до 685 тысяч.

Неужели за этим стоят происки конкурентов? Или сама компания под руководством краевой власти теряет позиции из-за некомпетентности назначаемых топ-менеджеров, склонных к злоупотреблениям?

Известно, что Юрий Гурин вообще не имел высшего образования. Дмитрий Басюк, несмотря на американскую выучку (выпускник Syracuse University — Maxwell School в Нью-Йорке), не имел опыта производственной работы (не считая малопригодный для руководящей должности опыт работы электрослесарем). Берунов – военный.

В регионе, где развернулась конкурентная борьба между федералами и регионалами за рынок сбыта ГСМ, не нашлось ни одного профессионала, чтобы посадить его у руля крупнейшей сети автозаправочных станций? Не стоит ли за финансовыми проблемами КНП некий скрытый интерес чиновников, приписанных к предприятию в качестве управленцев?

Эти вопросы могут показаться риторическими, если не принимать во внимание такой факт. Все эти кадры в КНП назначены, минуя процедуры публичного обсуждения. Как будто каждый раз в кресло директора садится чей-то родственник, хороший знакомый по спортивной команде или просто человек со странными замашками. Но, согласитесь, таких компетенций маловато, чтобы навести порядок на предприятии с госучастием, где трудятся полторы тысячи профессионалов. КНП может демонстрировать куда более впечатляющие успехи, что особенно важно в условиях острого бюджетного дефицита.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 20 апреля 2016

Заголовок в газете: Нефтяная нишка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру