Профессиональный приют мастера по-мужски аскетичен: никаких признаков «богемы» (которыми нередко грешат мастерские). Войнов говорит, что не надо исполнять роль художника и мнить себя таковым благодаря антуражу. Живописец - это внутреннее состояние. А лаконичность «производственных покоев» помогает отринуть суету и погрузиться в главное – в себя и холст. «Когда ты заканчиваешь работу и отдаёшь ей всю энергию, чувствуешь себя полностью опустошённым, - делится Константин. - Это означает, что я отправил картину в мир, путь она передает мое состояние людям».
Ровные ряды готовых работ. На станке высится одна из незавершенных картин. Войнов пишет, прежде всего, природу края и людей, живущих здесь, переходя от реализма к символизму. Пейзажная живопись, судя по запасникам и каталогам, составляет весомую часть творчества. Причина не только в том, что Константин – уроженец небольшого живописного села на юге края. Дело и в том, что в исполнении Войнова самый привычный глазу и сотни раз виденный ландшафт приобретает особую глубину и величие.
О том, что он - представитель утраченной Западом русской классической школы, художник впервые услышал после оглушительного успеха выставки во Франции. В 1993 году его в составе группы мастеров пригласила на биеннале женщина, предки которой жили до революции в Красноярске. Тогда сибиряки сразу оказались в центре внимания. Константину вручили дебютную награду - медаль Национального общества изящных искусств Франции.
А 20 лет назад сельский подросток не мог и помыслить, что станет живописцем. «Была у меня склонность к рисованию, но даже кружка тогда в деревне Усолка не было. Семья, где я был шестым ребёнком, жила сложно. Но когда сестра сказала, что услышала по радио - в Красноярске набирают студентов в художественное училище, - сердечко у меня забилось! Вот оно, что меня внутренне манило! И родственники поддержали… Хотя в роду никаких живописцев не было». Первая попытка поступления провалилась: конкурировать с выпускниками престижных художественных школ было невозможно. Но упорство и стремление добиться своего сыграли роль. Через год Войнов благодаря самостоятельным усердным занятиям стал студентом, а после армии доучился.
И вот однажды его как «рабсилу» для оформления выставки пригласил именитый мастер Тойво Ряннель. А после позвал к себе в мастерскую и сделал царский подарок – выдал охапку дефицитных тюбиков с краской… «Я видел, что такое подлинное искусство, картины корифеев, выставки, вернисажи», - вспоминает Константин. Этот мир большого искусства, тонкий и требовательный одновременно, так привлекал начинающего живописца, что Войнов отправился учиться дальше – в институт искусств, где затем остался преподавателем на пять лет.
Потом были ещё годы труда. Вот одно из высказываний художника, пытающегося философски осмыслить реальность: «Живописное произведение рождается лишь тогда, когда, помимо всей необходимой грамоты, выучки, школы, художник выливает в красочные сочетания всю свою любовь или ненависть, радость или меланхолию, весь свой жизненный опыт и всю свою душу, вплоть до нанесения последнего мазка нужным цветом в нужное место. Лишь эта живая энергия заставляет картину жить столетия и волновать зрителя, затрагивая в его душе самые тонкие струны. Одухотворяет всё, даже самое обыденное и привычное».
Он противник всякого стилистического самоопределения и так называемых «измов». Но работы Константина Войнова многообразны и при всей «классичности» нередко экспериментальны. Например, последняя серия его полотен (по сути, дело всей жизни) – проект «Родословная Енисея» - включает уже несколько десятков живописных произведений разных лет в разной стилистике. По словам Войнова, тема возникла после поездки в местечко Нагар (Индия), где жил гуру-художник Николай Рерих. Там, куда не посмотришь, не только божественные Гималаи, но и многовековая история. «Мне как-то обидно даже стало, что у нас ничего такого нет. Но, вернувшись в Сибирь и начав этнографические поиски, понял: тут у нас подлинная кладезь людей, природы, самобытности, великолепия, традиций и верований».
Мир вокруг реки, имеющей 500 притоков и протянувшейся от Тывы до Ледовитого океана, оказался бездонным. Как и творчество мастера.
Познакомиться с проектами художника можно на вернисаже, который откроется в рамках проекта «Год живописи» 28 апреля в 19 часов в Концертной студии Дождя (Красноярск, Остров Отдыха, 11 Г). Организаторами выступают издательский дом «Коммерсантъ - Красноярск», радиостанция «Серебряный дождь - Красноярск» и «МК» в Красноярске».