Семейный бюджет потребовал корректировки

Тратить или экономить в кризис? – спрашивают обыватели и экономисты

Предвкушение уикенда жителям Красноярска омрачают кроме погоды пасмурные мысли о ценах. Если прислушаться к внутрисемейной болтовне в торговом центре, можно различить такие уже привычные лексемы как «скидки», «распродажа», «дисконт». Но главный среди них, конечно, «деньги». Их учатся тщательнее считать, а все, что относится к предметам роскоши, обходят стороной. Что же поменялось в поведении красноярцев за год, который называют кризисным?

Тратить или экономить в кризис? – спрашивают обыватели и экономисты
Фото: pixabay.com

По одежке протягивай ножки

Очевидно изменилось потребительское поведение. Аналитики фиксируют, что люди все чаще покупают товары «по акции» – по цене ниже рыночной, К примеру, продукты первой необходимости – молоко, сыр, мясо, рыбу, масло – можно купить в разных торговых точках с разбросом в цене примерно вдвое. А на смену более дорогим и качественным товарам в продуктовой корзине пришли менее качественные, но дешевые. Мясо говядины или свинины заменяется курятиной или субпродуктами, экзотические фрукты уступили место морковке и капусте, а дорогие импортные кондитерские изделия уходят в разряд разовых приобретений - по большим праздникам.

Это – новая экономическая реальность. Продуктовая сдержанность заметна больше остальных. Но и потребность в приобретении новой одежды и обуви тоже трансформируется. К примеру, в торговых центрах открываются крупноформатные магазины-дискаунтеры. На поверку, торговцы представили не новую импортозамещающую стратегию, а подзабытую стратегию выживания. На полках, густо пропахших азиатским клеем, стоят ряды убогих ботиночек и кроссовок, на вешалах – чуть ли не кримпленовые бабушкины платья. Похоже на то, что все китайские фабрики распродали барахло, пошитое и не востребованное за последние 20 лет. Теперь красноярцы могут в него приодеться. И очередь в примерочные – еще та!

На практике это означает, что запасы качественной европейской одежды и обуви подходят к концу. По новым ценам из-за взлетевшего курса валют далеко не все смогут позволить себе одежду и обувь известных брендов, а значит - неизбежно опустятся на ступеньку–другую ниже привычного уровня потребления.

Директор сети магазинов, специализирующихся на товарах для бань и саун, Елена Беспалова говорит, что многое для своей торговли покупает в России – делать научились не хуже, чем в Европе. Но вот выбирая сезонную обувь - страдает: тратить 20 тысяч рублей на сапоги не привыкла, да и жалко, а за три тысячи можно купить только ширпотреб. Елена выбирает дешевые «боты» (по её определению), чтобы, как когда-то студенткой, перехитрить кризис и грядущую зиму. И советует всем покупать товар строго на сезонных распродажах: зимнюю обувь - в конце весны, а сейчас - летнюю. Этот один из рецептов экономии. Впрочем, будет ли из чего выбирать следующей весной?

Еда - всему голова

В сфере общественного питания ситуация - не лучше. Как свидетельствует Красноярскстат, по сравнению с прошлым годом оборот в общепите упал почти на 20 процентов. Если судить по статистике открытия и закрытия заведений, можно проследить такую тенденцию: премиум-ресторанов и «единичных» заведений общепита становится все меньше, им на смену приходят более дешевые и сетевые заведения быстрого питания. Есть еще одна тенденция: в целях экономии семейного бюджета все больше горожан берут еду на работу из дома. Контейнеры и пакеты с домашней снедью заполоняют офисы даже преуспевающих компаний. Еще одна примета времени – питание по предварительному заказу. Выглядит это так: к офисному зданию подъезжает частная машина, к ней в установленное время сбегаются клерки и раскупают салаты и пирожки домашнего приготовления. На следующий день картина повторяется.

Профессор торгово-экономического института СФУ Василий Куимов считает, что такая тенденция говорит о грамотном уточнении сегмента рынка со стороны рестораторов: «Предприниматели начали бережнее относиться к своим доходам и не тратиться на оформление заведений. Их больше интересует долговременный результат, сохранение бизнеса как такового. Конечно, останутся так называемые «кричащие» рестораны, где все очень дорого. Однако премиальные заведения тоже нацелились на бюджетную публику. А маленькие пекарни и кафе и вовсе взялись за уличный формат, когда прохожий может зайти на минуту, выпить кофе, съесть сдобу и бежать дальше. Для населения совет по экономии денег на общепите такой: надо выбирать не стены, а качество еды – во всем мире сейчас мода на натуральную еду, здоровый образ жизни».

Говорят ли последние тенденции о том, что красноярцы, как и все россияне, смогли приспособиться к условиям кризиса и оптимизировать расходы?

Экономист, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер (его цитирует «Новая газета») считает, что понятие «уровень жизни» - это конкретные параметры доходов и потребления, а понятие «качество жизни» - это другое: «У наших людей по поводу будущего – интуитивно плохие ожидания. Вот сейчас за чертой бедности живут уже 16 % населения, но социальных бедствий не видно даже в провинции: голодные люди по улицам не ходят. Однако у подавляющего большинства населения настрой пессимистичный. Все ожидают ухудшения ситуации, безработица выходит на первое место среди негативных ожиданий… Когда люди начинают сами себя ограничивать в своих претензиях на жизнь, то они фактически перестают себя уважать. Да, будут ходить в ватнике, питаться картошкой с водкой, да и черт с ним. Это такая форма маргинализации, которая очень сильно распространена в России, особенно в провинции. Деградация, снижение качества жизни - изъятие будущего из нашей страны».

Судя по всему, уже этой зимой нам всем придется выбирать между двумя взаимоисключающими задачами – сохранить деньги и не деградировать. Хотя кризис, как известно, это не только проблемы, но и возможности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: Население устремилось к чудесам бюджетирования

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру