Понятно, что первым под волну кризиса попал малый и средний бизнес. Мер господдержки, в отличие от гигантов сырьевого и инфраструктурного секторов экономики, обласканных властями и субсидиями, ему никто не сулит. Председатель общественного краевого союза малого предпринимательства Виталий Бондарев говорит, что спад в отрасли налицо: «Содержание площадей, на которых работают предприниматели, становится весомой долей в их затратах. Оптимизировать свои «квартиры» (склады, офисы и магазинчики) их вынудил упавший покупательский спрос. А значит, под нож пошла в первую очередь коммерческая недвижимость, которую они непосредственно не используют в своей деятельности. Иными словами, то, что раньше сдавалось в аренду, теперь продаётся. А те, кто снимал площади и закутки, склады и отделы в торговых центрах, идут в другие ниши». Некоторые даже закрывают офис и съезжают на время в собственные квартиры. Правда, это возможно только для тех, кто вообще ничего не производит материального, а создает интеллектуальный продукт. Перспективы, уверен Бондарев, у малого бизнеса не радужные: «Федеральная позиция позитивная в части помощи малому и среднему бизнесу, а на местах от посулов остаются только заявления и обещания. У малого бизнеса нет финансовой подушки безопасности, тут каждый выживает как может».
Центр Красноярска, сетует общественник, на глазах пустеет: количество покинутых офисов превысило средние показатели по городу. За несколько месяцев практически все члены союза перебрались на окраины – кто в микрорайон Северный, кто в Покровку, некоторые на Пашенный. Удалённость от центра стала своего рода компенсацией финансовой стабильности и сохранению бизнеса. По данным союза, примерно 10 процентов коммерческой недвижимости уже стоит без дела. Особенно это актуально для торговых павильонов.
Куда бежать малому бизнесу?
«У нас в союзе много предпринимателей, которые хотят сменить вид деятельности. Например, уйти из коммерции. Появилась тенденция – пойти в сельское хозяйство. Вот сегодня встречаемся с производителями продуктов питания региональными, хотим открыть места торговли под задачу импортозамещения. Для «малышей» важнее не субсидии, а законотворчество, позволяющее чувствовать себя спокойнее», - рассказывают в союзе. Из продуктовой ниши предприниматели, скорее всего, не уйдут. Люди каждый день хотят кушать, а вот делать маникюр или ездить на курорты становится необязательным и даже излишним.
По данным Красноярскстата, красноярцы стали чаще покупать велосипеды - на 7,6 процента. В прошлом году, по сравнению с 2013-м, оборот розничной торговли в крае уменьшился на 0,3 процента. Упали продажи аудиоаппаратуры (на 14,6 %), стиральных машин (на 11,8 %), фототехники (на 3,6 %), тканей (на 3,2 %)…
Зато на рынке коммерческой недвижимости - полный люкс: можно снять любой объект в любом районе. «Доски» интернет-объявлений предлагают тысячи объектов, поражают простором и комфортом. Хоть офис на улице Перенсона (в самом сердце столицы края) - 10 тысяч рублей в месяц за 14 квадратов. Хоть 50 метров на Копылова за 60 тысяч рублей. Правда, желающих «покуражиться» среди бизнесменов найти практически невозможно.