Аналитики Synovate Comcon недавно опубликовали данные мониторинга КОМКОН: уровень беспокойства остается на высоком уровне, близком к показателям прошлого кризисного «пика» начала 2009 года. Первую строчку в списке событий, имеющих особое значение для экономически активного населения городов-миллионников, по-прежнему занимают военные действия на Украине. Вопросы кризиса и волатильности валюты входят в тройку основных тревожных новостей. Однако их важность снижается благодаря стабилизации нацвалюты и росту цен на нефть. Тем не менее люди продолжают ощущать на себе кризисные признаки: рост цен (94 % опрошенных) и проблемы с зарплатой (55 %). Как следствие, тренд потребительского поведения – продолжение оптимизации затрат на товары. Согласно статистике за прошлый месяц, примерно 50 % людей стали экономить на продуктах питания, почти каждый третий - на других покупках. Несмотря на «затягивание поясов», более 40 процентов опрошенных уверены: через год экономическая ситуация улучшится.
Доцент кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии СФУ, кандидат философских наук Алексей Новиков говорит, что у кризиса есть положительные мотивы: «Мы приучаемся считать деньги. Также нужно поднимать производительность труда, которая до сих пор в России не дотягивает до уровня развитых стран. Это, впрочем, не означает, что мы хуже работаем – просто выполняем много лишних и ненужных функций. Кризис может расчистить эту «поляну». А также скорректировать потребительское поведение, на которое давят и потенциальная безработица, и сворачивание кредитных программ банков, которые стали более избирательны для выдачи займов и в требованиях к заемщикам. Что делать? Создавать новые рабочие места, развивать источники доходов. Несмотря на громкие заявления, основной рост экономики не будет связан с технологичной сферой. Таких предприятий очень мало, они не смогут выпускать массовый продукт и влиять на массовое потребление. Многие россияне не готовы, как кажется, искать замену импорту, дорогому и все более вымываемому с рынка, в отечественных аналогах. Кроме продуктов питания. Как социолог могу поделиться такими наблюдениями: некоторые моменты года нынешнего напоминают потребителям о тяжелых периодах 1990-х, которые как минимум дважды лихорадило, 2008-й у многих засел в памяти. Но людям свойственно строить свое мироощущение на опыте: мол, те годы пережили, и эти трудности нам по плечу».
Как же изменились потребительские тренды? Эксперты маркетинга и развития бизнеса Высшей школы экономики изучили планы на отдых и подытожили: почти половина туристов предпочитают недорогой отдых на море. Чаще всего в этой группе оказываются россияне с низким или средним уровнем дохода. Красноярскстат тоже делится своими цифрами. В 2014 году среднедушевые денежные доходы населения Красноярского края составили 24385,4 рубля и уменьшились на 2,2 процента по сравнению с 2013 годом. Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 7,6 процента.
Руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Марина Красильникова считает, что основных сценариев у потребителей два: купить товары «про запас», пока они не подорожали (это фактически подстегивает инфляцию) либо немедленно начать экономить, поскольку есть опасения снижения доходов. «Как показывает новейшая история российских экономических кризисов (с 1998 года по сей день), реакции потребителей от кризиса к кризису заметно меняются. Во время двух предыдущих (1998 и 2008 годов) уровень и темпы роста потребительского спроса оставались высокими до самого начала стремительного ухудшения экономической ситуации. Теперь же ухудшение по этим параметрам началось задолго до обострения кризиса, еще в последние месяцы 2014 года. Снижение потребительской активности населения было очевидно еще с 2013 года, а уровень потребительских настроений так и не восстановился после предыдущего кризиса», - полагает Красильникова.
К чему это приводит? Аналитики говорят: к отложенному спросу. И даже переформатированию бизнесов. «Отложенный спрос налицо, но лично я считаю, что маленькие объемы потребления сохранятся до середины следующего года, - уверен коммерческий директор красноярского филиала ЗАО «ФИНАМ» Дмитрий Зотов. - Спрос уйдет в более дешевые сегменты, все больше будет тратиться на продукты питания, здесь и будет формироваться основной спрос, который и так в этом сегменте вырос за год на 50 процентов от реальных расходов горожан. Новый бум потребительской активности я прогнозирую не ранее, чем через два года».
Как скорректировать свои траты сейчас? Что брать на будущее? «Лекарства, если они будут потребляться в ближайшее время, - советует Зотов. - А вот бытовую технику покупать на будущее - это бред. Есть история про конкретного красноярца, помнящего, видимо, 1998-й. Он прикупил в конце прошлого года, в пик роста валюты, 160 телевизоров в надежде сохранить или даже преумножить свои средства! Надо ли говорить, что сегодня он не знает, что с этим «богатством» делать? Подушку финансовой безопасности надо было формировать еще год назад, избавляться от кредитов и начинать копить. Народ плачется, словно никто не был готов заранее кризису. Я таким людям не знаю, что и посоветовать…»
Пока можно предположить, что бизнес также «сориентируется в сторону потребителя». Чем старше будут становиться машины, на которых ездит население, тем больше появится автосервисов, чтобы их латать. Чем дороже будет валюта и зависимые от нее товары, тем активнее начнет развиваться вторичный рынок потребления. Так что история с комиссионками может стать реальностью для каждого. На ближайшие два года как минимум. Как высказался один из собеседников «МК», сейчас люди мечутся в настройке умонастроения между «холодильником» (личным кошельком и потреблением) и «телевизором» (государственной идеологией). Пока склоняются в сторону телевизора.
Опрос "МК":
На чём планируете экономить?
Евгения Бухарова, депутат горсовета Красноярска, директор Института экономики, управления и природопользования СФУ:
- Изменение потребительского поведения происходит, потому что очень высоки инфляционные ожидания. Любой разумный потребитель в этой ситуации будет менять стратегию. Я не типичный респондент, потому что не хожу в магазины. Минимальный набор покупаю: молоко, хлеб, еще что-то. Так было до кризиса и сейчас. Во время отпуска или в праздники, когда есть время походить по магазинам, я это делаю. У нас в семье все понемногу наполняют холодильник. Пока в нем содержимое не изменилось. Но что касается денег, то я откладываю на «черный день». Более бережно к тратам сейчас отношусь. Как буду отдыхать этим летом, пока не знаю. Второй год собираюсь съездить в Крым, очень интересно, какие там произошли изменения. В прошлом году времени не было, надеюсь, в этом году получится. Часть отпуска я обязательно отдыхаю либо в крае (на Красноярском море, хакасских озерах), либо в средней полосе России (туры путешествий приобретаю). Очень сложно дать совет, на чем экономить, потому что у каждого своя структура бюджета. Там, где есть маленькие дети, большие расходы связаны с их обеспечением, развитием. У кого больные в семье, много денег уходит на лекарства. Каждый ищет свои варианты: подбирает более дешевые аналоги, от чего-то отказывается. Универсальный совет – нужно переходить к ежедневному, еженедельному планированию семейного бюджета.
Егор Оль, глава Дивногорска:
- В этом году мы с семьей решили провести отпуск в пределах края. Поедем путешествовать на машине. Хотим посетить красноярские пещеры, никогда раньше в них не был. Ограничения по продуктам нет, но сыра стали брать меньше. Икру не в таких объемах, как раньше, покупаем. Нам в основном с севера ее привозят знакомые. Если до кризиса, когда икра оставалась, мы ее отдавали соседям (ведь она долго не хранится), то теперь в меру берем. Ущемления в продуктах у нас нет, но покупать стали меньше, впритык. На продуктах, думаю, экономить не надо, стоит больше фруктов есть. Экономить надо на поездках в отпуск и ликероводочной продукции.
Сергей Круглов, бывший иерей Спасского собора Минусинска:
- Последние два года мы с семьей перебрались в Москву, я теперь здесь служу. Живем в Подмосковье, и много денег приходится тратить на транспорт: электричку, метро. В еде ничего не изменилось, мы всегда скромно питались, без излишеств. Отдыхать тоже пока не планировали, нет времени. Расходы самые большие в основном на детей идут и на их обучение. Что я могу посоветовать, как сегодня экономить? Когда человек получил деньги, не нужно по дороге домой заходить в магазины. Я, например, себе запрещаю заходить в книжный магазин. И второе - нужно планировать свои расходы. Часто люди беспечно относятся к планированию, не рассчитывают, какую сумму в месяц им нужно отложить на обязательные расходы, сначала тратят, а потом удивляются, что деньги быстро закончились.
Лидия Федяева, директор ансамбля танца Сибири им. М. Годенко:
- Сейчас решаем вопрос, где будем отдыхать в этом году. В России, конечно. Наверное, даже в приоритете будет Красноярский край. О заграничном отпуске вопрос не рассматривается. В крае мы с дочерью отдыхали в санатории в Зеленогорске, очень понравилось. Озеро хорошее и лечение. Неоднократно отдыхала в «Красноярском Загорье». В магазинах стараемся брать товары по акции со сниженной ценой, их много сейчас проводится. Заходя в супермаркет, сразу ищешь таблички, где скидки. Фрукты покупаю на оптовом рынке. Если в магазине яблоки по 160 рублей за килограмм, то на рынке хорошие краснодарские можно купить за 80 рублей. Хурма свежая была в магазине по 180 рублей, а на рынке можно купить за сто. Я оптимист по натуре. Как человек, интересующийся политикой, проблемами России, думаю, что года за два сможем показать миру и себе, что сами умеем себя прокормить и сделать все, чтобы наша промышленность развивалась.