История культуры
В былые времена в Канске проживали около 110 тысяч человек, сейчас население немного превышает 92 тысячи. Основная достопримечательность города – площадь со старинным храмом. Здания вокруг как будто сошли с фотографий начала прошлого века. Кирпичные строения, похожие на московский ГУМ, не возводились просто «для красоты». До революции 1917 года в городе работало 16 мануфактур. Держали их купцы и промышленники. Мыловаренный, два свечных, шесть кожевенных, два салотоплельных завода были известны на всю Енисейскую губернию. Рядом развивалась и культура.
В городе начинал свою деятельность, к примеру, купец и меценат Герасим Гадалов - основатель известной династии. В 1911 году начал работать кинематограф на триста мест «Фурор» купчихи Яковлевой - первое культурное учреждение Канска, центр многих исторических событий. Сейчас здание кинотеатра отреставрировано. В нем располагается Канский краеведческий музей.
Наследие культуры не только не растрачено несколькими поколениями канцев - оно приросло новыми объектами. Кроме семнадцати средних школ, двух музыкальных и художественной, образовательный ландшафт венчает единственный в крае и редкий в целом для страны библиотечный техникум. Несмотря на название «Красноярский краевой…» место прописки учебного заведения – именно Канск.
Фантастика прописалась навсегда
Возможно, поэтому первыми и самыми внушительными для горожан стали выставки в библиотеках и самом техникуме. Кстати, писатель-фантаст Аркадий Стругацкий в 1959-1962 годах проходил здесь военную службу. В одном из первых своих произведений, написанных вместе с братом Борисом, он, как считают в городской библиотеке, изобразил Канск.
«Мы въехали в город. Потянулись старинные крепкие заборы, мощные срубы из гигантских почерневших бревен, с неширокими окнами, с резными наличниками, с деревянными петушками на крышах. Попалось несколько грязных кирпичных строений с железными дверями, вид которых вынес у меня в памяти полузнакомое слово «лабазы». Улица была прямая и широкая и называлась проспектом Мира. Впереди, ближе к центру, виднелись двухэтажные шлакоблочные дома с открытыми сквериками». («Понедельник начинается в субботу». 1965 год)
Вообще, Аркадий Натанович место службы не жаловал, - признаются библиотекари. Да и в тексте, навеянном обликом Канска, никаких комплиментарностей не замечено. Но канцы – люди благодарные, может быть, в чем-то наивные и чтящие любое культурное достояние. Даже когда их город видят без прикрас и в полном соответствии с реальностью. Аркадию Стругацкому посвящена целая выставка – с фотографиями, предметами быта, смешными цитатами на висячих инсталляциях. Подлинное убранство квартиры, где жил Стругацкий, не сохранились, но обстановка подобрана аутентичная из 1960-х. Вот Стругацким сделанная фотография покосившегося домика. Рядом – тот же домик спустя полстолетия. Разницы, признаюсь, не нахожу.
На сцене Канского драмтеатра синхронно с открытием выставки началась читка текстов в честь Стругацких. Местные актеры в полуфантастической атмосфере затемнённого зала перед школьниками читают по ролям сложный, но такой забавный саркастический текст. Пьеса «Как дела в далёком Арканаре?» о жизни Аркадия Натановича, написанная канским художником (!) Владимиром Колпаковым. Он впервые решился на драматургический опыт. Перед этим почти четыре года скрупулёзно изучал творческий путь легендарных писателей. Сюжет якобы основан на реальных событиях и биографических подробностях. Густо цитируются две книги писателей - все та же повесть «Понедельник начинается в субботу» и «Страна багровых туч». В основе диалогов – цитаты из шестнадцати писем Аркадия Натановича, которые он писал из Канска.
Впрочем, наследие Стругацкого – не единственная гордость канцев. В городе жил писатель, которого считают прародителем советского романа - Владимир Зазубрин. Во время гражданской воны он вошел вместе с партизанами в Канск, только что освобожденный от колчаковцев. Здесь с головой окунулся в работу. В канской уездной газете «Красная звезда» служил одновременно корректором, метранпажем и корреспондентом. Заодно читал лекции в местной партшколе и даже помогал «советским органам раскрыть белогвардейскую организацию в Канском уезде». Будущему писателю довелось увидеть революцию не глазами стороннего наблюдателя, а из самой ее глубины, со всеми трагическими противоречиями, кровью и жестокостью. Пережитое переполняло впечатлительного, остро реагировавшего на действительность молодого человека, и тогда же, в Канске, в нем начинает зреть замысел произведения, которое очень скоро сделает его знаменитым - романа «Два мира». В память о нем на Канском видеофестивале проходит литературный фестиваль «Зазубрина».
Известен опытом жизни в Канске после гражданской войны и журналист Вивиан Итин, который издал первую советскую научно-фантастическую утопию «Страна Гонгури». Ему довелось пожить как раз в бывшем кинотеатре «Фурор», которому он посвятил несколько строк:
Я живу в кинотеатре
С гордым именем «Фурор»,
Сплю, накрывшись старой картой,
С дыркой у Кавказских гор...
Любителей фантастики в Канске становится все больше. В рамках программы «Капсула времени» в краеведческом музее открыли площадку «Метаморфозы города». Посетители рисовали Канск таким, каким видят его в будущем. И даже в Центре занятости представили трендовый проект - «Футурология городских профессий». У Канска есть будущее, коли жители с таким упорством пытаются разглядеть свои перспективы.
Ангелы прилетели в Канск
Одновременно со стартом культурного года в местном дворце открылось несколько тематических выставок. Это мультимедийная экспозиция «Пространственно-временные трансформации культурных столиц», инсталляция «Дотянуться до звёзд…», выставка из фондов Дивногорского художественного музея и Музея художника Бориса Ряузова «Город – любовь художника». Также все желающие смогли принять участие в рисовании картин с изображением ангелов. А юные гости арт-площадки «Ангелы мира» раскрашивали небольшие фигурки. Международный проект «Ангелы мира» («МК», № 3, 2015 г.) - это выставка из трех десятков картин. Его идея - объединение художников разных стран и континентов. Это особенная живопись, посвящённая образу ангелов-хранителей, созиданию, любви и сохранению мира на Земле. Художница и вдохновитель проекта Юлия Иванова привезла в Канск репродукции картин коллег из Сибири и Дальнего Востока. Оригиналы выставлены в Праге. Канску тоже подарили ангела. В день открытия культурной столицы каждый мог нарисовать на общем полотне своего ангелочка или хотя бы перышко.
Фестивальный мост
Собственно культура в Канске начала оживать чуть больше десяти лет назад. Тогда, в 2002 году, на подмостки городских улиц взгромоздился, сначала как некая шутливая реплика, Международный Канский видеофестиваль. Сейчас его принято считать чуть ли не инновационным. Но уж точно альтернативным и авангардным. Видео привозят на проект со всего мира. Вместе с кино прибывают гости из США, Австралии, Германии, Франции.
Режиссер фестиваля Александра Кузьмина вспоминает: «Видеофестиваль начался с шутки. Однажды его организаторы - Андрей Селиверстов и Андрей Лобазов - просто так, шутя, сказали легендарную фразу: а не провести ли нам Канский видеофестиваль? И показали на карте Канск. Так в городе возник замечательный, веселый, безбашенный фестиваль. Если в Каннах главный приз - пальмовая ветвь, то в Канске главный приз для всех режиссеров - это секатор, пальмовый секатор».
Поможет ли Год культуры построить тонкий ментальный «мост» между культовым фестивалем (устлавшим городские площади странными, но завораживающими арт-объектами) и повседневной жизнью канцев, станет понятно ближе к финалу проекта.
А пока министр культуры Красноярского края Елена Паздникова так говорит о перспективах: «С 2009 года в крае реализуется проект «Культурная столица». Сегодня эстафету принял город Канск. Уверена, что культура сделает большое дело, объединив нас всех вокруг важных и значимых ценностей. Неспроста девизом Канска стал «Город, который мы создаём сами». В этом году здесь пройдёт большое количество мероприятий, что позволит взглянуть по-новому на деятельность учреждений культуры, пересмотреть механизмы взаимодействия между ними».