Партнерские отношения с региональным правительством у московских энтузиастов-организаторов сложились давно: с 2007 года фестиваль поддерживает минкульт, с 2010-го - министерство спорта и туризма. Последнее на время фестиваля запускает ежедневные бесплатные автобусы Красноярск-Канск-Красноярск, на которых любой желающий может преодолеть по 250 километров до культурной площадки и обратно - вплоть до 31 августа.
Начавшийся как шутка на тему Канн в 2001 году, к настоящему моменту видеофестиваль дорос до полноценного культурного эксперимента. Внушительная программа: в этом году - 25 картин независимых режиссеров из разных стран в основном конкурсе, плюс так называемая «зрительская» часть, в которую вошли работы, больше ориентированные на простого зрителя, а не на поиски новых форм. Сопутствующие проекты: «Сибирский видеокампус», с этого года ставший трехлетней школой, в которой обучаются молодые режиссеры с Урала, Сибири и Дальнего Востока, архитектурный конкурс, музыкальные и поэтические площадки.
По подсчетам администрации города, массовые мероприятия в рамках фестиваля собирают до полутора тысяч человек. «Мы еще ведем подсчет, сколько к нам гостей прибывает, - рассказала «МК» мэр Канска Надежда Качан, - не только самих устроителей, а гостей непосредственно из Красноярска. В прошлом году с учетом всех мероприятий фестиваль посетило около девяти тысяч человек».
Видов на площадку у властей различного уровня хоть отбавляй. Представители министерств, посетившие фестиваль в день открытия, 25 августа, позицию своих ведомств прокомментировали. «Если посмотреть на фестивальную карту Красноярского края, то в основном это будут фестивали традиционной культуры или связанные с классическим искусством - в их череде Канский фестиваль любим нами именно за актуальность, - сообщила первый замминистра культуры Татьяна Веселина. - Фестивальная жизнь растет и ширится, мероприятие постепенно становится форумом. В этом году много встреч, очень важно, что фестиваль выходит в город не только арт-объектами, но и музыкальными, поэтическими перформансами».
По словам замминистра спорта, туризма и молодежной политики края Евгения Пьянкова, фестиваль - одно из немногих региональных мероприятий, которое активно выходит на внешний рынок. «Для нас это продвижение не только Канска, но и всего края. Позиционирование его как крупной международной медиаплощадки, как туристического центра».
В муниципалитете - более конкретные, но не менее амбициозные планы. «Мы уже говорили с Павлом Лабазовым (директор фестиваля - «МК»): надо, наверное, расширять временные рамки канского фестиваля, чтобы он проходил в течение месяца, - поделилась планами на будущее мэр. - Мы будим просить и проситься, мы готовы сотрудничать, жить вот этой культурной внутренней составляющей, которая долго нас потом еще держит».
К слову, кое-какая «культурная составляющая» остается в городе круглогодично. Начиная с 2008-го, ежегодно в рамках фестиваля в Канске появляется какой-нибудь арт-объект. Первой стала «Пальмовая аллея» недалеко от крупного торгового центра, воплотившая фантазии детей из Норильска, Москвы и Канска о том, какими должны быть морозоустойчивые пальмы. Потом появилась деревянная восьмиметровая колокольня-матрешка с торчащими шнурками колоколов - чтобы каждый прохожий мог помузицировать. Напоминанием о труде ссыльных рабочих вырос сад из шпал на пустыре спального района. Горожане к новым смыслам относятся благосклонно, споры вызывал разве что сделанный в 2009 году памятник Неизвестному художнику - исполненная из бетона лаконичная фигура человека, пишущего что-то на асфальте. Часть жителей усмотрела какие-то свои ассоциации между склоненной фигурой и стоящим по соседству на городской площади православным храмом. К счастью, 2009-й был задолго до 2012-го, и авторы работы не нарвались на какую-нибудь «двушечку». Неизвестного художника вандалы тоже обходят стороной - не считая мелкой порчи вроде памятных надписей, все объекты стоят в целости и сохранности. Видимо, тоже культурная составляющая.
А в этом году искусство внедрилось и в муниципальную программу благоустройства. «В Канске впервые родилась программа финансирования благоустройства территорий, где установлены арт-объекты, для этих целей мы закладываем в бюджет на будущий год три миллиона рублей», - объясняет Качан. Молодым архитекторам из Лондона, Белоруссии и России предложили разработать проект скамеек для канской набережной. Был сформирован шорт-лист из восьми работ - посетители фестиваля и жители города выбрали лучший вариант голосованием.
ХХХ
Вместе с тем, локальные государственные чаяниям сопряжены с множеством проблем. В июне минспорта провело опрос среди участников туристического бизнеса. Согласно результатам, основными сдерживающими факторами для развития туризма в крае являются отсутствие системной политики в этой сфере, недостаток инвесторов и квалифицированных кадров, слабая инфраструктурная и дорожная сеть, низкая информированность жителей края и России о туристическом потенциале.
Канск такие результаты подтверждает. Например, в городе есть две гостиницы, но ни одна не приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Организаторы в этом году долго искали пристанище для одного из членов жюри, инвалида-колясочника, победителя прошлогоднего фестиваля, нью-йоркского аниматора Дастина Грела: единственная подходящая для аренды квартира оказалась занята. В конце концов, в одной из гостиниц все-таки нашли номер, в двери которого прошла коляска.
Есть и более глобальные препятствия, которые одними бюджетными вливаниями в инфраструктуру не решить. «У нас мало публики, - признала на пресс-конференции арт-директор фестиваля Надежда Бакурадзе. - Канский фестиваль звучит в стране, у него есть имя и программа, с удовольствием бы приезжали и зарубежные гости, но когда поездка обходится в среднем в две тысячи евро на человека - это проблема. И ее нужно решать на каком-то другом уровне».