Художница из Красноярска собирает ангелов со всего мира

Юлия Иванова: «Надо расширять свою душу!»

 Юля Иванова на входе в свою старую «сталинскую» квартиру с высокими потолками и особой исторической атмосферой словно стесняется, говорит, «не умею я выбивать собственные художественные мастерские», поэтому, мол, здесь и место творчества, и главное хранилище картин. Остальные полотна, накопившиеся за несколько десятилетий, живут в других приютах - часть у друзей, часть в коллекциях российских и иностранных ценителей тонкой, светящейся и, на мой вкус, практически византийской живописи Юлии Ивановой. В её работах можно увидеть влияние и "гения иконописи Андрей Рублева, и несравненного Модильяни, и божественного Джотто".

Юлия Иванова: «Надо расширять свою душу!»
Фото: Соня Гуггенхейм

Юля каждому из мэтров раздает восхищенные эпитеты, но говорит, что такой титул как «гениальный живописец» надо заслужить проверкой временем. Из современников это гранд-звание никто от нее пока не получил. Однако она нередко употребляет выражение «большой художник». И оно применимо к многочисленным коллегам Юли по красноярскому цеху. Вопросу, есть ли в регионе насыщенная художественная жизнь, Иванова явно удивлена:

- Конечно, есть! У нас есть признанные творцы, которые выставляются не только в стране, но и за рубежом. К примеру, Николай Рыбаков - его работы повидали Лувр. Или Василий Слонов, тот нацелился на Великобританию. Да их десятки! Нас ценят за особую искренность, настоящность, что ли, какую-то… Даже в Москве, где мы периодически выставляемся, к сибирякам, даром что провинциалы - прямо любовь, внимание. А красноярские зрители, как мне кажется, нацелены на западные музеи, мол, только там шедевры рождают и пестуют. Но это не так! В Красноярске очень активная жизнь, сейчас проходит яркая выставка, посвящённая 80-летию края. И площадок открывается много, не только в привычных выставочных залах, но и в концертных холлах, в учебных заведениях, в коридорах офисов даже!

Как отличить подлинные произведения живописи от просто поделок или китча? Тут Юля с пониманием относится к коллегам, выбравшим так называемое коммерческое направление. Вот, говорит, есть такой модный столичный художник, страшно дорогой, подстраивающийся под запросы не слишком искушенной, но богатой публики, однако это его выбор. Художник, в конце концов, не обязательно должен голодать! Но шедевры создают другие. Павел Филонов, например - один из лидеров русского авангарда - умер в блокадном Ленинграде от голода, но ни одной картины не продал иностранцу, хотел, чтобы его живопись жила только в России.

- Я недавно прочитала у Максима Кантора, что от каждой выдающейся работы должна проистекать «карнация» (цветовая характеристика, обычно многослойное наложение красок, применяемое при изображении, например, кожи человека, – «МК»). Я так понимаю, что это такой свет, излучение души, у каждого большого художника он есть. Это внутренняя сила, энергия... Не может быть художника с маленькой душой, душонкой! Я и своим ученикам говорю: надо расширять свою душу!

Сам Кантор (российский художник и писатель, - «МК») даёт такое определение: «Пожалуй, карнация - это единственное, чему нельзя научить. Она индивидуальна как отпечаток пальца. Невозможно стремиться создать ту или иную карнацию; она получается неизбежно, сама собой. Можно регулировать сочетания цветов, иными словами, можно управлять колоритом, но карнация возникает помимо колорита - иногда вопреки ему».

Юлины полотна не только на редкость колоритны – они вмещают и те самые качества души, которые делают ее картины отличными от других. Спутать или приписать кому-нибудь другому авторство ее работ практически невозможно. Потому что среди сотен женских истонченных силуэтов с шеями в стиле «модильяни», среди роскошных натюрмортов и чувственных композиций много лет главное место занимают ангелы.

История их появления в сюжетной палитре мастера трагична. Более двадцати лет назад, вскоре после рождения сына Григория, врачи обнаружили у мальчика тяжелейшее заболевание:

- Я думала, не выдержу таких испытаний! И первый ангел, которого я написала, возник так. Я подумала: что я как мать могу сделать для собственного ребёнка, если даже медицина бессильна? Обратилась к светлым силам. И писала с такой верой, что недуг отступил… Сейчас такой красавец вырос, занимается фотографией, гордится своей победой над страданием.

Та болезнь не была единственной: несколько лет спустя и Юля преодолела собственную - тоже, по ее убеждению, благодаря любви и всепрощению. И обращению к ликам ангелов мира.

Именно так называется её последний, публичный, открытый для участия других художников проект, задуманный много лет назад. «Ангелы мира» спустились на землю после Миллениума, воспринимавшегося многими чуть ли не как конец света. Чтобы воспрепятствовать «краху человечества», появился мини-проект из нескольких ангелов, символов вселенской любви и доброй силы. Позже, в 2012 году, опять замаячил коллапс: конец календаря Майя. Что делать? Творить добро, естественно. Ткать защитную пленку для человеческой сущности, такой беззащитной и одновременно всемогущей.

- Осенью 2014-го в проект включились уже десятки художников. По задумке, выставка должна объехать многие страны и континенты, обрастая по дороге новыми работами, которые сложатся в единый коллаж под сто метров в длину – он будет состоять из 365 ангелов мира. Это будет и тотальный оберег, и место общения для мастеров, для профессионального контакта и взаимопогружения. Каждая работа сопровождается историей-аннотацией. Например, новосибирский автор нарисовал летящую на лыжах над лесными просторами женщину - рядом с ней ангел. Героиня работы давно прикована недугом к постели и летать может только в сопровождении ангела в своих мечтаниях… И таких откровений – уже десятки.

У самой Юли мистических историй с собственными полотнами – хоть отбавляй. Несколько лет назад к ней обратилась знакомая женщина, которую медицина признала безнадежной.

- Никак не удавалось ей родить ребёночка! Я ей от всей души написала работу – мать и сын. Через год у нее родилась дочь, еще через год – сын. Дочку, кстати, она назвала Юля, но не подумайте, не в честь меня - просто так звали акушерку! А когда она поняла, что у нее могут еще появиться дети, но она не была на это настроена, то просто вынуждена была перевесить заветную картину в другую комнату...

Свою миссию по созданию ауры доброты, тепла, всепрощения Юля выполняет много лет. Почитатели таланта ценят «воздушный» язык её живописи, технику просвета сквозь масляные мазки золота, которую применяли еще мастера древности, правда, другими красками. Матовость Юля предпочитает глянцу, сердечные откровения - реализму. Хотя, по ее словам, в Красноярске ярко проявляется в художественной школе влияние Василия Сурикова. Иванова говорит, что изменила отношение к живописи «отца» и провозвестника красноярского изобразительного искусства только с течением времени, видит теперь в ней не навязываемый учителями традиционализм и реализм, но подлинный гений:

- Его работы – это как кинофильмы, столь многообразны и сюжетны, насыщенны по цвету и фактуре. Но важно, чтобы у учеников художественных школ был выбор манер, техник, чтобы они формировали уже в юном возрасте собственный артистический голос. У нас такое возможно, пожалуй, только на уровне института искусств. Там есть выбор – чему учиться, у каждого из профессоров вуза свои подходы и видение материала. А ведь интерес к обучению сегодня демонстрируют не только малыши, но и взрослые люди. Значит, художественная жизнь в Красноярске будет расти и развиваться.

В 2008 году Юлия Иванова открыла студию для взрослых. Люди, в душе которых живет тяга к творчеству, после рабочего дня приходили писать картины. И возникло «Пространство любви», наполненное живописью, светом, радостью, трудом и вдохновением...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 14 января 2015

Заголовок в газете: Художник и ангелы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру