По словам выступившего на сессии ЗС края зампредседателя Счетной палаты Виктора Астраханцева, зарплата генерального директора компании Василия Кузичева (сына экс-зампреда правительства края, бывшего топ-менеджера энергокомпаний федерального уровня Михаила Кузичева) составляла около полутора миллионов рублей в месяц. А премии руководству выплачивались ежегодно в размере, приближенном к окладу шефа. Видимо, так в компании видели свою высокую миссию, сформулированную как «социально-экономическое развитие Красноярского края через прогрессивное развитие и стабильное функционирование коммунального комплекса».
По словам Астраханцева, на спонсорскую благотворительную помощь за два года направлено более 63 миллионов рублей. Вот только целевое использование спонсорских средств компании не отслеживалось. Из чего Счетная палата сделала вывод: это «несет в себе признаки теневого бюджета». Гендиректор КРЭК Василий Кузичев с коллегами пользовался дорогими вертолетными рейсами и вип-обслуживанием в аэропортах. Под Красноярском был построен учебно-тренировочный полигон (с приват-апартаментами, сауной и барбекю) стоимостью более 40 млн рублей. 17 млн ушли на корпоративы. Впрочем, это, скорее всего, лишь толика роскоши, в которой купались Кузичев-младший и его коллеги. Причем делали они это под носом и Счетной палаты, и полиции, и других надзорных органов, а также депутатов и своего «куратора» - министерства промышленности и энергетики. Сегодня все эти ведомства и ответственные люди делают удивленные лица: дескать, ничего не знали и не ведали. Так и хочется им всем сказать: прекратите, наконец, этот цирк, господа! и примите хоть часть произошедшего под свою ответственность…
ХХХ
Напомним, первый скандал с упоминанием крупномасштабных и подозрительных расходов компании прогремел после опубликования письма и. о. начальника ГУ МВД по краю Константина Юрина в адрес ЗС. В частности, сообщалось, что предприятие жило по завышенным (в 2,5 раза выше средних по краю) энерготарифам, которые установила Региональная энергетическая комиссия края, опять же, подконтрольная минпромэнерго. Также отмечено приобретение непрофильных активов и раздача займов физическим и юридическим лицам - почти на миллиард рублей. А по состоянию на конец 2012 года нераспределённая прибыль КРЭК исчислялась 3,6 млрд рублей.
При этом описывалась и схема финансового процветания КРЭК. Ее единственным учредителем выступило госпредприятие «Центр транспортной логистики» (находится в подчинении минпромэнерго). Это ГП, в свою очередь, через увеличение уставного капитала получило из бюджета края - вместе с ГП «Центр развития коммунального комплекса» - за три года 6,2 млрд рублей. Деньги, как следует из письма полицейского, были направлены в том числе и в КРЭК – более 5 млрд рублей. При попадании в ООО «КРЭК» бюджетные деньги становились уже как бы и не бюджетными, а частью оборота хозяйствующего субъекта – ООО, не подчиняющегося законам, регулирующим освоение казенных финансов. «В результате этой схемы целевые денежные средства оказались в распоряжении ООО «КРЭК» при полном отсутствии контроля со стороны правительства края и Законодательного собрания», - писал Константин Юрин.
Вероятно, именно из-за этой правовой коллизии так и не завершено уголовное дело в отношении гендиректора ГП «Центр транспортной логистики» Андрея Августиновича по статье УК РФ «Злоупотребление полномочиями». Вероятно, по этой же причине гендиректор ООО «КРЭК» Василий Кузичев, подавший в отставку сразу после скандальной сессии ЗС края, вряд ли получит повестку в суд в связи с каким-либо уголовным делом.
ХХХ
Депутаты не сомневаются, что вернуть в бюджет уплывшие в КРЭК казенные миллиарды, даже при наличии доказательств их неэффективного и нецелевого использования, не получится. Как сказал «МК» нардеп Владимир Седов, «когда вы видели, чтобы бюджетные средства кто-либо возвращал в казну? Даже после вынесения обвинительного приговора. На мой взгляд, выводы Счётной палаты края могли бы прозвучать более жестко… Насколько я помню, ни при нынешнем составе ЗС, ни ранее деятельность КРЭК публично не обсуждалась».
Заместитель председателя комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Марина Добровольская более резка в оценке и краевого парламента, и правительства края: «Причина - в полном, извините, пофигизме, который демонстрировала исполнительная власть - при нашей поддержке! - при организации работы ООО «КРЭК»! Когда мы начали рассматривать работу предприятия, то схватились за голову! У меня сложилась полная, абсолютная уверенность в том, что никто и никогда не доведет это дело до логического конца. Топ-менеджеры ООО полностью уверены в том, что ничего предосудительного они не сделали. Такое ощущение, что эта схема, о которой говорил генерал Юрин, заранее была продумана. Криминала никто не обнаружил. ГП «Центр транспортной логистики» работал вместе с ООО «КРЭК» в состоянии полной непрозрачности и безответственности. И 99,9 процента ответственности за это несет власть. В том числе депутаты ЗС края. Я своей ответственности за это не снимаю. Любая организация, в деятельности которой замешана хоть одна бюджетная копейка, должна быть четко контролируема, подотчётна хотя бы раз в год и ЗС, и правительству. А здесь деньги бюджетные словно отдали в полон и забыли про них... И я не уверена, что это единственное бесконтрольное предприятие. Государственное предприятие стало, такое чувство, частным: по крайней мере, такое впечатление сложилось после отчета СП края».
Но «заслуга» КРЭК перед краем, по словам Добровольской, все же есть: «КРЭК проявила проблемы, которые характерны для управления многих госпредприятий. Следующими для пристальной проверки должны выступить ОАО «КНП» и ОАО «Красцветмет».
Последние два ОАО имеют в своей структуре весомую государственную составляющую: КНП примерно на 77 процентов принадлежит краю, «Красцветмет» - на 100 процентов. По итогам обсуждения на сессии парламента КРЭК должна встать с ними в один ряд, пройдя реструктуризацию – из ООО к марту будущего года превратиться в ОАО, где 100 процентов акций будут принадлежать региону. Такой рецепт, по задумке парламентариев, должен повысить прозрачность компании, и главное - подконтрольность деятельности.
Депутат ЗС Михаил Козлов сильно сомневается в эффективности планов повышения прозрачности КРЭК через так называемую процедуру акционирования: «Какая разница, как контролировать – в формате ООО или ОАО? Вы знаете, что с юридической точки зрения у них все чисто? А знаете, сколько там советник гендиректора получал – 230 тысяч! И чего он советовал? Не только Василий Кузичев оказался на поверку миллионером. Все это попустительство со стороны высшей исполнительной власти, губернатора в том числе. Это наш созыв ЗС раскачал лодку КРЭК! Понимаете, разбежались они сейчас (топ-менеджеры КРЭК – «МК») как крысы. Моральный аспект должен присутствовать. Как будто они какие-то великие дела делали…»
Возникает, впрочем, резонный вопрос: что мешало проверять КРЭК в форме ООО, если его единственным учредителем являлось госпредприятие края? И вопрос совсем не в том, смогут ли депутаты вкупе с исполнительной властью, правоохранителями, прокуратурой контролировать предприятие. А в том, захотят ли? Раньше такого желания не было.
Помнится, бывший губернатор Лев Кузнецов после письма Юрина рвал рубашку на груди, защищая энергокомпанию: «Можно констатировать, что она (КРЭК - «МК») выполнила социальную задачу». А депутат Александр Симановский по поводу проверки КРЭК заявлял, что «Заксобрание – не следственный орган».
«Особая социальная задача» слишком часто становится прикрытием для неподвластной законам работы госпредприятий. Похожую миссию, помнится, долго выполняло, к примеру, ОАО «Красноярскнефтепродукт», где благотворительная программа превышала «признаки теневого бюджета» той же КРЭК. И чтобы доказать необоснованность широких и, главное, непрозрачных благотворительных жестов миноритариям КНП пришлось пройти немало судов.