Управляющему лесным богатством Красноярского края грозит банкротство

Минприроды судится с собственным госпредприятием

 В начале месяца региональное министерство природных ресурсов и экологии обратилось в арбитражный суд Красноярского края. Повод показался бы стороннему наблюдателю более чем странным: сразу четыре исковых требования направлены ведомством к своему же детищу – госпредприятию «Красноярское управление лесами» (ГП «Красноярсклес»). Чем не потрафило подконтрольное заведение куратору? В минприроды хранят молчание, однако вряд ли речь идет о нематериальных исках и иску о требованиях. Ведь еще в конце июля само ГП «Красноярсклес» обратилось в арбитраж с требованием признать себя банкротом. Судебные разбирательства по искам минприроды и по несостоятельности перенесли на октябрь. А «МК» попытался разобраться, как госпредприятие, сидящее на лесе, умудрилось оказаться в финансовой дыре.

Минприроды судится с собственным госпредприятием
Коллаж: Сергей Гуськов

 Лесоповальная судьба

История яркой, но, судя по всему, короткой жизни госпредприятия полна неожиданных поворотов. Чем же запомнилась его деятельность на благо сибирских лесов?

К примеру, тем, что два года назад экс-руководитель КГАУ Михаил Горный за присвоение 16,5 млн рублей был приговорен к 3,5 года лишения свободы в колонии и штрафу в 300 тысяч рублей.

Или вот еще: в прошлом году после проверки госконтрактов на лесоочистку ложа водохранилища Богучанской ГЭС, заключенных в 2009 году (стоимость - более миллиарда бюджетных рублей), выяснилось, что на одном из участков в шесть гектаров работы не проводились. Следователи ГСУ СК РФ по краю установили, что сотрудники ГКУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища БоГЭС» и КГАУ «Красноярсклес» «по предварительному сговору путем обмана похитили» из бюджета 728 тысяч рублей, которыми распорядились по своему собственному усмотрению.

За 2011 год общий размер кредиторской задолженности «Красноярсклеса» составил почти 580 млн рублей. Сумма кажется фантастической, учитывая, что предприятие работало по очень весомым госконтрактам.

Вместо того чтобы ужесточить контроль над скандальным предприятием, профильный министр Елена Вавилова предложила его ликвидировать. В комитете ЗС по природопользованию края констатировали: деятельность «Красноярсклеса», «несмотря на значительное выделение бюджетных денежных средств, привела к возникновению задолженности перед работниками по зарплате, перед бюджетом - по налогам, сборам и иным обязательным платежам, перед субподрядчиками - по выполненным в рамках госконтрактов работам по лесоочистке ложа водохранилища БоГЭС и перед иными контрагентами. Поэтому в настоящее время наблюдательным советом «Красноярсклес» рекомендован к ликвидации». Это обсуждение случилось два года назад. Но, как рассказала «МК» председатель ликвидационной комиссии предприятия Инна Сергиенко, оно будет закрыто лишь к 1 декабря нынешнего года.

В базе судебных решений краевого арбитража числится около сотни различных исков агентства лесной отрасли (вошло в состав регионального министерства природы в этом году) к КГАУ «Красноярсклес». В основном это требования по оплате договоров лесопользования. Но даже в случае удовлетворения многочисленных претензий взыскать денежные средства явно не с кого: имущество давно перекочевало в ГП «Красноярсклес». А там опять, судя по поданному в июле заявлению о банкротстве, образовалась финансовая дыра.

«Краслес» стоит загадочный

А ведь какой радужной казалась судьба ГП «Красноярсклес», очищенного от долгов скандального предшественника! Оно «выполняет значимые для края мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, являясь единственным (! – «МК») в крае предприятием, оснащенным необходимым оборудованием и трудовыми ресурсами», - сообщается на сайте агентства по управлению госимуществом края. C краевым агентством лесной отрасли был заключен 61 госконтракт. Мало того, госпредприятию, судя по годовым отчетам прошлых лет, разрешили не только холить и лелеять леса края, но и самим зарабатывать копеечку. Точнее - миллионы. Так, среди 44 видов деятельности ГП значатся лесозаготовки, рыболовство, сбор дикоросов, коммунальные работы и даже «выставки и презентации».

Как с таким перечнем услуг и полномочий госпредприятие оказалось в предбанкротном состоянии?

Еще по итогам 2010-2011 годов, если верить финансовым отчетам, ГП шло медленно, но в гору. Первая ласточка беды прилетела из прокуратуры края, которая установила, что врио директора «Красноярсклеса» Николай Спирин «систематически допускает нарушения трудовых прав работников». В итоге в мае прошлого года Спирина дисквалифицировали на год. В том же году ГСУ СК РФ по краю возбудило уголовное дело в отношении одного из руководителей филиала ГП за коммерческий подкуп. Руководитель разработал коррупционную схему, сообщали в пресс-службе ведомства, с помощью которой вымогал денежные средства у лесозаготовителей. Разница между суммой, указанной в договоре, и ценой, которую называл обвиняемый, составляла почти сто процентов. В итоге злоумышленника задержали при получении взятки в 280 тысяч рублей.

Странности чиновничьей логики

В минприроды края бить тревогу о судьбе предприятия явно не собираются.

«В настоящее время ГП КК «Красноярсклес» банкротом не является, - заявили в ведомстве «МК». - В штате предприятия числятся 385 человек, которые получают заработную плату в срок. Сокращения сотрудников не планируются. В связи с изменением законодательства в 2014 году ГП КК «Красноярсклес» передало полномочия по проведению работ по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках выполнения государственного задания лесничествам края. В связи с чем возникла необходимость перепрофилировать предприятие для осуществления других видов деятельности – по заготовке древесины и ее переработке. Министерство природных ресурсов и экологии держит ситуацию на предприятии под контролем (! – «МК»)».

Спокойствие чиновников вызывает удивление. Ведь «кончина» предприятия подкралась отнюдь не вчера. К примеру, в 2013 году, как следует из годовых отчетов предприятия, выручка ГП составляла 399,2 млн рублей, годом ранее — 543,2 млн руб. По итогам 2013-го госпредприятие получило убыток в 6 млн 557 тыс. рублей. Долги предприятия на 30 июля этого года составляют 51,7 млн руб. Самая крупная часть – это налоги (22,8 млн рублей) и страховые взносы в ПФ (20,8 млн рублей).

Остается загадкой - в чем заключается контроль минприроды, если задолженность госпредприятия перед бюджетом перевалила уже за 50 миллионов? И куда делись как минимум тысяча человек? Ведь при переходе из КГАУ в штат ГП были приняты полторы тысячи работников.

Кстати, возглавляет «Красноярсклес» в статусе и. о. директора Вячеслав Жгун - персона небезызвестная. С 2010 по 2012 годы он служил замминистра экономики и курировал, в частности, развитие Нижнего Приангарья, проект затопления ложа водохранилища БоГЭС. Курировал, судя по всему, неважно. Ведь получается, это из-под его носа сотрудники Дирекции по затоплению ложа умыкнули из бюджета более 700 тысяч рублей. Вопрос – почему именно Жгуна назначили руководить проблемным госпредприятием? Разве он имеет репутацию профессионального антикризисного менеджера? Вроде нет, не слышали о таком. Или в планах минприроды и не значилось спасение «Красноярсклеса» от банкротства?

Что будет с «потерянными» деньгами и активами ГП, которые, согласно отчету за 2013-й, уменьшились на 27 процентов? Окончательные потери бюджета предстоит оценить правоохранительным органам и Счетной плате Красноярского края. По крайне мере, так высказались собеседники «МК» в ЗС края. Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский пояснил нам, что на ближайшем заседании в парламенте будет рассмотрен вопрос о проблемах госпредприятия. А депутат Всеволод Севастьянов говорит, что «это место, на котором нельзя банкротиться, нет для этого оснований, если вести рациональную экономическую политику. Будет формулироваться поручение о привлечении Счетной палаты и, возможно, органов прокуратуры. Погореть на лесе нельзя! На первой сессии, я думаю, мы этот вопрос поставим! При реальных возможностях края в части лесов иметь такие проблемы позорно…»

Впрочем, ни один из собеседников «МК» не был уверен, что досконально знает проблемы региональной сферы управления лесами. И почему предприятие, изначально созданное для каких-то благих, но ставших сомнительными целей, многократно переформатированное в разные формы, умудрилось нарастить такой долг перед бюджетом? Как проглядели это и чиновники, и депутаты? Ключевое госпредприятие для отрасли, которую принято считать стержнем экономики края, находится в состоянии коллапса. Одна за другой госструктуры «под брендом «Краслес» падают в небытие под грузом таинственных долгов и загадочной неэффективности. После этого, очевидно, тают и активы государственного имущества, переданного в управление полугосударственным-полукоммерческим образованиям. На этом фоне исковые требования минприроды как профильного ведомства к своей «подконтрольной» структуре выглядят маскировочной сеткой, которая прячет истинные масштабы финансовых потерь на бескрайних просторах края.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 17 сентября 2014

Заголовок в газете: …К «Краслесу» задом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру