«В прошлом учебном году мы работали по направлениям, которые были определены два года назад, - начал речь председатель заседания, директор Минусинского кадетского корпуса Александр Насонов. - Мы ставили цель сконцентрировать усилия для реализации образовательной политики кадетского детского образования. Здесь можем подвести черту и сказать, что мы добились того, что наши учреждения стали востребованы. Конкурс на поступление доходит до шести-семи человек на место, тогда как четыре-пять лет назад он был в два раза меньше»…
Поразило, сколько раз в течение полутора часов я слышала фразу о том, что «совет директоров кадетских учебных заведений из всех подобных общественных объединений в системе образования является одной из самых действенных». Напоминало аутотренинг. Но, как выяснилось, это было не самое неприятное.
На мероприятии присутствовал представитель общественной организации. Прежде, да и во время заседания, мне доводилось слышать от некоторых представителей кадетской среды слова благодарности в его адрес. На этот раз он явился, чтобы предложить собравшимся содействие в решении их проблем, в частности с ремонтом, которого ждут многие здания кадетской системы. Но члены совета пояснили, что не нуждаются в посреднике, который будет представлять их интересы. У системы есть, мол, учредитель – министерство образования края. Через голову прыгать не станем. На том бы и разошлись, но вдруг один из присутствующих, директор Красноярского кадетского корпуса имени А. И. Лебедя Александр Негруцкий, решил выразить свою позицию в грубой форме, переходя на личности. Выглядело отвратительно. По окончании оратор заметил: «Это высшее проявление гуманизма». Очевидно, гуманизм для кого-то видится в желании подавлять и унижать людей.
После увиденного и услышанного я, наверное, никогда и никому не посоветовала бы идти в кадеты. Если бы за день до заседания мне не довелось побывать в одном из кадетских корпусов.
Кедровые всходы
В пятидесяти километрах от Красноярска, в поселке Кедровый, расположилась одноименная кадетская школа-интернат. Словно под стать названию, по первому впечатлению заведение показалось мне забытым в лесу. Очевидно, подсознательно ассоциируя кадетство с красивой картинкой на парадах, я ожидала, что жизнь этих ребят должна протекать в соответствующих зданиях. А тут никакого тебе авантажа. Ни стриженых газонов, ни витиеватых скамей. Корпуса, доставшиеся кадетам в наследство от расформированной дивизии ракетных войск, отнюдь не радуют глаз внешним видом. Впечатление усугубляют переданные частникам заброшенные строения в несколько этажей, окружающие территорию. Их облезлый экстерьер и битые стекла окон создают атмосферу съемочной площадки хоррора. Не лишен погрешностей и плац. Расщелины в асфальте диссонируют с самой идеей площади.
Впрочем, не все плохо, что не блестит. В этом я убедилась, перешагнув порог первого корпуса «Кедрового». Экскурсия по его длинным коридорам оставила самое светлое впечатление. При этом далеко не все помещения здания оснащены современной мебелью и оборудованы по последнему слову техники. Но в целом не обману, если скажу, что все необходимое для качественной учебы и комфортного времяпрепровождения я здесь увидела. Большая библиотека, тренажерный, хореографический и актовый залы. Душевный комфорт в этих стенах тоже не на последнем месте. В одном из корпусов большое помещение выделено под православную церковь. По желанию воспитанники «Кедрового» могут приходить сюда как в рамках религиозного урока, так и в свободное от занятий время. У них даже есть свой общий святой покровитель корпуса – Архистратиг Михаил. Так принято во всей кадетской системе. Храм при корпусе открыт для всех прихожан – в поселке больше нет церкви, и местные жители входят сюда через дополнительную дверь с улицы.
Неожиданно обнаружила в корпусе зимний сад. За растениями ухаживают ребята. Говорят, «оазис в серых коридорах» – задумка нынешнего руководителя «Кедрового». Здесь мы с ним и познакомились. До того «экскурсоводы» мне успели рассказать, что с 2002 года, когда Кедровый кадетский корпус начал свою историю, в нем сменился не один руководитель. А десантник ГРУ Кравченко в должности директора пришелся ко двору. При нем в корпусе наметился очевидный прогресс. И воспитанники относятся к нему как к старшему другу. У меня Василий Кравченко вызвал ассоциацию с добрым зеленым великаном. Зеленым – потому что предпочитает носить камуфляж. Добрым - хочется верить, что глаза не врут. Несмотря на строгость в голосе, смотрит он на своих воспитанников как-то по-отцовски.
Да и вообще здесь я встретила много людей, которым, судя по первому впечатлению, не страшно доверить воспитание ребенка. Кто-то строг. Например, преподаватель, который вел урок «Основы военной службы». Так ведь и не до шуточек – пятиклассники держат в руках автоматы. Кто-то лоялен, даже мягок. В частности, доктор из медпункта. Кстати, там нам рассказали, что кадеты тоже иногда «косят» от уроков, симулируя болезнь.
Кадетская школа в «Кедровом» изначально создавалась для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. На момент открытия корпуса таких здесь было большинство. Так называемый социальный набор внес свой колорит – стеклянные двери в кабинетах классов. Аналогичные я видела в больнице ГУФСИН… Сегодня «характерных» ребят здесь мало. И если они вдруг ощущают себя уставшими от учебной нагрузки, местные медики просят их говорить об этом честно. За правду полагается отдых на укромной больничной койке и витаминка. Что касается нагрузок, то, конечно, ребятам приходится трудиться больше, чем сверстникам из обычных школ.
Строевая подготовка
«У нас мальчишки находятся здесь целую неделю. Некоторые бывают дома только дважды в год, - рассказывает заместитель директора кадетского корпуса по воспитательной работе Юрий Ковешников. - Программа обучения отличается от общепринятой. Она более сложная. Занятия начинаются с утра и заканчиваются вечером. Большое внимание уделяется спортивной подготовке. Есть, правда, проблема со спортивным залом. Но ребята занимаются на улице либо арендуем помещение у администрации поселка. Так что мальчишки у нас все спортивные, постоянные участники и победители краевых соревнований по армейскому рукопашному бою. В прошлом году стали призерами чемпионата России по этому виду спорта».
- И художественная самодеятельность, судя по количеству грамот на стенах, не отстает.
- Наш хореограф привлекла к танцам учениц местной 71-й поселковой школы. Получился удачный танцевальный коллектив. Концерты шикарные дает. В БКЗ часто приглашают выступать. В конце месяца он отправится в Анапу - ребят пригласили выступить в рамках военно-спортивной игры «Казачий сполох». И вокально-инструментальный ансамбль у нас очень хороший - и патриотические песни исполняет, и рок, и попсу. Тоже лауреат многочисленных конкурсов. Хор отличный.
- Хор - занятие добровольно-принудительное?
- Вы зря так думаете. Многим хор дает возможность раскрепоститься. Ведь дети приходят к нам зажатыми. А когда ребенок стоит среди десятков таких же, как он, которые смотрят в зал и поют, комплексы исчезают. Поэтому хор входит в учебный план с пятого по седьмой класс.
- Как скоро родители отмечают перемены в детях?
- Уже через месяц не узнают. Говорят, что сыновья по приезде домой вдруг начинают мыть посуду, чего раньше никогда не делали. Мы воспитываем ребят так, чтобы они могли во всем разбираться и были самостоятельными. Вот пятые классы два дня учились подшивать воротнички. Пальцы искололи. Зато теперь умеют обращаться с иглой. Кто сказал, что мужчина не должен этого уметь?! Он должен уметь все. Поэтому человек, который отучился в кадетском корпусе, в жизни не пропадет.
…С пятого класса воспитанникам «Кедрового» внушают, что они ответственны за происходящее в обществе. И каждый из них рассчитывает принести ему пользу. Правда, при поступлении в кадеты большинством из них движет иная цель. «Я приехал сюда из Тувы, - говорит командир отделения Никита Шандер, недавно ставший одним из трехсот воспитанников корпуса. – Сам захотел. Мне тут нравится. Прикольно. Потом в дальнейшем стану генералом… Может, просто военным. Но точно стану. У нас ведь тут военная подготовка проводится. Дисциплина.
- А какие минусы здесь? Чего не хватает?
- Мамы.
Впрочем, по прошествии лет «минус» отходит на второй план. «Учусь здесь с пятого класса, - говорит 11-классник Аркадий Шведов. – Так сложилось, что моя семья неполная. Мать физически не могла меня воспитывать. В то время по телевидению шел сериал «Кадетство»… Я и поступил. Поначалу было тяжело без близких. Но постепенно привыкаешь. Появляются новые интересы, друзья. Причем совсем не такие, как на гражданке. Здесь мы дружнее. Коллектив сплоченный и каждый готов подставить плечо. Так что о выборе своем ни капли не пожалел. Сейчас вот планирую поступить в дорожно-строительный институт СФУ, на инженера.
- Почему туда? Почему не по военной стезе?
- К сожалению, туда мне путь закрыт. Отец судим. Но сомнения по поводу выбора профессии уже отпали. К тому же благодаря содействию одной общественной организации мне выделена квота на бюджетное обучение.
Как пояснил позже Кравченко, в учебные заведения профильного министерства для детей, родители которых имеют небезупречную биографию, путь не закрыт. Это правило распространяется только на вузы силовых структур. Впрочем, мое представление о том, что все кадеты непременно будущие военные, оказалось неверным. Погоны решают носить не более трети выпускников корпуса. Причем 13 процентов из них претендуют на работу в силовых структурах.
«Это связано с тем, что многие не проходят медицинскую комиссию, - говорит Василий Евгеньевич. - Есть и другие моменты в жизни. К примеру, в прошлом году в учебное заведение ФСБ поступили пять наших ребят. На определенных этапах большинству отказали без объяснения причин».
Это удивительно, учитывая, что «забракованные» выпускники демонстрируют и завидную спортивную подготовку, и высокие баллы ЕГЭ. Кстати, с этого года изменилась система зачисления в их ряды. Чтобы стать воспитанником корпуса, ребенку, окончившему четвертый класс, достаточно предоставить аттестат с хорошими оценками. Но они, по словам Кравченко, не всегда оказываются объективными, судя по знаниям поступивших ребят.