Очередной вернисаж состоялся на острове Отдыха

Портрет художника в зрелости увидели красноярцы

Мультимедийный образовательный проект «Год живописи», организованный при поддержке регионального отделения Союза художников России издательским домом «Коммерсантъ - Красноярск» совместно с газетой «МК» в Красноярске» и радиостанцией «Серебряный дождь – Красноярск», вышел на этап вернисажей. За три месяца реализации проекта в Концертной студии «Дождя» состоялись две творческие встречи с красноярскими мастерами кисти – Анной Осиповой и Константином Войновым. И если Анна принадлежит скорее к плеяде молодых художниц, не так давно нашедших аутентичный стиль, то последняя выставка Войнова показала публике подлинного корифея живописи.

Портрет художника в зрелости увидели красноярцы
Фото: Андрей Афанасьев

Творческую встречу Константин Семенович начал с рассказа о том, как он стал живописцем. Сейчас Войнов — заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, участник множества региональных и всероссийских, а также зарубежных выставок разного масштаба. Уроженец маленького села, в детстве он и не представлял себе, что на художника можно выучиться.

Его творческая биография уходит корнями в сибирскую природу и духовность людей, населяющих край от юга до севера. Предгорья Саян, тундра, тайга, тихие и скромные лестные цветы – вот часть палитры его интересов в пейзажной живописи. Портретная галерея мастера тоже разнопланова: здесь представлены многие известные люди края – от деятелей искусства до политиков, деревенские девушки и трактористы, младенцы в люльках, представители коренных малочисленных народов севера.

Особый колорит Войнова, некий флер приглушенной душевности узнается сразу. Исключение, наверное, - таймырская серия работ, резко выбивающаяся по стилистике из череды живописных полотен, которых насчитаются уже сотни. Часть закуплена музеями, часть находится в частных коллекциях по всему миру.

На вернисаже в студии «Дождя» Войнов представил всего пять работ, как он выразился, из домашней коллекции: портрет его жены, матери, он сам – плывет в полнолуние по Енисею на плоту из двух бревен. Работа символичная – так, наверное, осознает себя любой мужчина, одинокий путник под лоном природы и светом звёзд. Также Войнов представил портрет Степана Кретова – дважды героя Советского Союза, военного летчика, участника Великой Отечественной войны, уроженца Минусинска.

Благодаря видеофильму о творческом методе, воззрениях художника и общению с поклонниками автор мог представить наиболее полноценно три коллекции — дело всей своей жизни. Во-первых, это серия картин, объединенных общей темой – «Родословная Енисея». Проект кажется бескрайним и открытым для дальнейшей работы – так велика тематическая и художественная гамма полотен. Вторая серия – Таймыр и люди Севера. Она более экспрессивна по цвету, здесь проявляется особый символизм, связанный, безусловно, с космосом, шаманами, пограничными состояниями души и тела жителей северных территорий. Сам снег, природа полны мистической красоты, которую улавливает художник. Третий проект — галерея «Лики Победы», которая состоит из 63 портретов красноярцев – героев Советского Союза.

Компаньоном и помощником на вернисаже выступила актриса красноярского ТЮЗа Ольга Аксенова. Она рассказала «МК», что тоже была на севере и считает: Войнов тонко уловил энергию, сам дух этого загадочного и такого непривычного для жителей мегаполисов места. Аксенова прочла стихи о крае и Великой войне – произведения Игнатия Рождественского, других поэтов. Среди них она отметила поэзию 11-летней девочки, которая в рамках школьного конкурса сочинила проникновенные строки о родном крае.

На вернисаж пришли, кроме многочисленных гостей, коллеги Войнова. Так, художница Юлия Иванова отметила, что мастер – настоящий «гений места» – так тонко ему удается передать особенности природы и людей края. А многолетняя поклонница Юлия Романова рассказала, что на неё большое впечатление производят портреты кисти Войнова: «Он настолько точно, и искренне, и глубоко передает характер героев, читаешь их как книгу!»

Сам Константин Войнов отметил, что формат встречи получился демократичным: «Художники, как правило, непубличны. Когда отвечаешь на живые вопросы зрителей, становишься более понятным». Эту, цель, похоже, и преследует проект «Год живописи» — сделать элитное доступным, а тайное и закрытое – явным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2016

Заголовок в газете: Портрет художника в зрелости