Морпехи стали символами Красноярска

Они любили жизнь, но Родину - больше

 Из двухсот красноярских героев Советского Союза некоторые совершали воинские подвиги в совсем юном возрасте. Сегодня, к сожалению, никого из них не осталось в живых. Но память об этих людях хранят монументы и гранитные мемориалы, страницы в школьных музеях и портреты. Именами 45 героев названы улицы в Красноярске.

Они любили жизнь, но Родину - больше
Памятник Марии Цукановой во Владивостоке. Фото предоставлено пресс-службой ЗС Приморского края

Как Зоя Космодемьянская

Портрет героической женщины. Автор - заслуженный художник РФ Константин Войнов
История Марии Цукановой, героически погибшей в 20-летнем возрасте на Дальнем Востоке, неразрывно связана с Красноярским краем. Девушка окончила Таштыпскую начальную школу и неполную среднюю школу в посёлке Орджоникидзевский (сейчас эти населенные пункты относятся к Хакасии). Когда началась война, Марии было неполных 17 лет. Школьница, родные брат и отчим которой ушли на фронт, приложила все силы, чтобы отправиться вслед за ними, - рассказывает заведующая сектором отдела истории Красноярского краеведческого музея Галина Чиханчина. Но кто возьмёт на войну подростка?

Мария не стала ждать взросления. В начале 1940-х годов с запада России в Сибирь были эвакуированы военные заводы. На один из них - в Иркутск - Маша устроилась работать. Трудилась самоотверженно, выполняла нелёгкие даже для взрослых производственные планы на 200 процентов. И скоро выбилась в передовики, получила звание «Гвардейца труда». Но этого ей было мало - она рвалась в гущу военных событий, туда, где, по ее убеждению, происходило главное. Люди бились за Родину, а Родину, как высказалась Мария на одном из комсомольских собраний, она любила больше, чем жизнь…

Судя по фото тех лет и воспоминаниям товарищей, девушка была больше похожа на мальчишку - задорная, веселая, небольшого роста, но крепкая. Чтобы добиться в военкомате своего и не получить опять отсрочку от армии, Мария после рабочих смен идет не отдыхать, а учиться на санинструктора. И когда она выкладывает корочки «гвардейца» и санитара перед военкомами, им остается только отправить настойчивую девушку в войска. То ли мужчины щадили Марию, то ли решили снизить градус ее жажды воевать, но Цуканову определили не на Западный фронт, а на Дальневосточный.

Во Владивостоке в середине 1940-х начиналось противостояние японской Квантунской армии и СССР. Мария служит матросом-санинструктором в 355-м батальоне морской пехоты. И когда начинается активная фаза японской войны, уже в 1945 году, Цуканова участвует в высадке морского десанта. В августе 1945-го передовые разведывательные отряды трёх советских фронтов начали наступление. Одновременно авиация нанесла массированные удары по военным объектам в Харбине, Синьцзине и Цзилине, по районам сосредоточения войск противника в пограничной зоне. Тихоокеанский флот перерезал коммуникации, связывавшие Корею и Маньчжурию с Японией, и нанёс удары по японским военно-морским базам в северной Корее. В порту, названном японцами Сейсин (ныне Чхонджин в КНДР), морской десант более трёх суток вёл бой за контроль над городом. 16 августа 1945 года японские войска были окончательно вытеснены из города. А 14 августа санитарка Цуканова спасала бойцов Красной армии на поле боя. Она вынесла на своих плечах более 50 раненых морпехов.

Радист сторожевого корабля «Вьюга» Владимир Успенский вспоминал: «Мы встречались с Марией во Владивостоке. У нее было открытое лицо, высокий лоб, коротко подстриженные вьющиеся волосы. Она делилась сомнениями - в какой вуз ей поступать: и педагогом хотелось быть, и медиком». По словам девушки, она не спала двое суток, была ранена в ногу, но продолжала перевязывать раненых. А после попадания второго осколка потеряла сознание, - рассказывает очевидец. Японцам удалось захватить ее в плен. Им важно было узнать - сколько десантников в советских частях и когда придут морские корабли.

«Они допрашивали девушку как варвары, - пишет Успенский. - Вонзали штык в ее раны, выкололи глаза. Наши десантники нашли Машу истерзанной возле японского штаба. На вершине сопки, где накануне гремел бой, выкопали могилу…». Мария не выдала военные тайны.

Матроса Марию Цуканову наградили званием Героя Советского Союза посмертно - за мужество и героизм. Указ был издан 14 сентября 1945 года. В этот день Марии исполнился бы 21 год. Она похоронена в КНДР, в мемориале, возведенном в честь советских воинов-освободителей. Во Владивостоке и Иркутске ей установлены памятники. Ее именем названы улицы в Красноярске, в селе Таштып (Хакасия), в Иркутске, Омске, Барнауле. Носят её имя бухта на Дальнем Востоке и морское судно. Героиня навечно зачислена в списки воинской части.

Галина Чиханчина говорит, что Марии было важно совершить подвиг: «Во время войны каждый героический поступок был широко известен благодаря вниманию к вестям с полей, газетам. В кругу друзей, еще до фронта, Мария мечтала повторить подвиг Александра Матросова, который лег на амбразуру врага. Но ее гибель заставляет вспомнить о другом подвиге - Зои Космодемьянской, которая также подверглась пыткам, но осталась верна своей стране и идеям, стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне».

Батя-комбат

Мария Цуканова была не единственной из героев-красноярцев в элитных десантных войсках. Дмитрий Дмитриевич Мартынов, которого величают «последним героем» в крае, также связал жизнь со службой в морской пехоте. Только на другом конце страны.

Встречи с Дмитрием Мартыновым всегда были событием для красноярских школьников.
Уроженец Харькова, с 1937 года он служил в армии. На войну ушел в 26 лет. Прошел путь от Кавказа до Дуная. За плечами – сложнейше операции по освобождению Севастополя, Таманского полуострова. В феврале 1943 года батальон выполнил чрезвычайную десантную операцию под Новороссийском. Высадившись скрытно с катеров у поселка Мысхако, морпехи захватили плацдарм и прочно закрепились на нем. За десантниками на берег пошли другие наши части и подразделения, расширив плацдарм на двадцать километров. Впоследствии это место получило название «Малой земли». Отсюда начались бои за освобождение Новороссийска. В них участвовал и батальон Мартынова.

Неудивительно, что Дмитрий за короткий срок службы стал командиром 305-го батальона морской пехоты 83-й морской Новороссийско-Дунайской дважды Краснознаменной, ордена Суворова стрелковой бригады 46-й армии 2-го Украинского фронта. За двухметровым, громадным, сильным и отважным командиром, как рассказывают сослуживцы, прочно закрепилось звание «Батя». Хотя многие его подчиненные были старше, а ему самому не исполнилось и тридцати.

О том, насколько серьезные испытания выпадали на долю морпехов, говорит и прозвище «черная смерть» - так окрестили эти войска фашисты. Свидетельствует о полной смертельных опасностей службе и количество ранений, которые получил в бессчетных боях Мартынов (три из них были очень серьёзными, остальные он не считал, называя «царапинами»). Красноречив и такой факт: Мартынов стал 13 командиром батальона - предшествующие легли на поле брани.

…Осенью 1944-го советские войска завершили изгнание захватчиков с территории СССР и перешли на Днестр. Вместе с другими подразделениями сражался батальон Мартынова. Им было приказано первыми форсировать Днестровский лиман. Комбат лично руководил переправой. Однако на захваченном плацдарме морпехам пришлось нелегко. По нескольку раз в сутки немцы пытались окружить «мартыновцев» при поддержке авиации. «Но все усилия врага разбивались о несгибаемую стойкость советских моряков. Ни пяди земли не уступили врагу наши воины...», - сообщает подробности тех лет хроника.

Позднее в том же году командир Мартынов высадился с десантом в районе города Вуковар в Югославии. Батальон взял железнодорожную станцию. Дмитрий Дмитриевич считал взятие Вуковара, наравне с боями под Новороссийском, главным сражением в своей жизни. За два дня десантники отбили несколько контратак противника, уничтожили восемнадцать танков.

«Указом Президиума Верховного Совета СССР 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Мартынову Дмитрию Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»», - указано в документах военных лет.

Были в яркой биографии Мартынова сражения в Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехословакии. Совсем немного оставалось до победы, когда комбат был в очередной раз и очень тяжело ранен. Это случилось 28 марта 1945 года во время десантной операции в Чехословакии. Восемь месяцев врачи боролись за жизнь командира. И могучий организм победил смерть. В госпитале узнал Дмитрий о победе СССР...

Там же, в госпитале, Дмитрий познакомился со своей будущей женой Анастасией, уроженкой Красноярска. В результате ранения Мартынов потерял один глаз, но это не помешало ему вплоть до 92-летия вести активную жизнь уже в Сибири - сначала в Ирбейском районе Красноярского края, затем в Красноярске. Работал он так, что было понятно: такой боевой человек не мог «просто жить». Ему надо было быть первым и вести людей за собой.

В его послевоенном арсенале – грамоты и благодарности от предприятий края. В том числе от комбината «Норильский никель». Как говорит председатель совета ветеранов Центрального района Красноярска Ирина Петровна Иванова, «Дмитрий Дмитриевич был редким человеком, сильным, необычным, ни с кем не сравнимым!». Он стоял у истоков ветеранской организации, часто выступал перед молодежью. «Любил повторять, что он патриот своей Родины и старался передать это состояние подрастающему поколению. Он хотел, чтобы все, как он и его армейские сослуживцы, любили Отчизну и больше прославлял подвиги других, чем рассказывал о себе, - вспоминает Иванова. - Но память о нем не стерта. Практически в каждой школе в его честь есть страницы памяти. В микрорайоне Покровский названа его именем одна из улиц. Каждый год уже несколько лет школьники соревнуются по мини-футболу, турнир носит имя Мартынова. Он ушел от нас в 2007-м, буквально через месяц после 92-й годовщины…Редкий был человек, настоящий!»

«Мартынов ценил настоящую мужскую дружбу. После войны он поддерживал отношения с сослуживцами. У нас в музее есть их письма, адресованные Дмитрию Дмитриевичу, которые начинаются со слов «Дорогой наш Батя!». Его сил и жизнелюбия хватало на всех: кроме своих двух детей он усыновил и ребятишек жены Анастасии. И жил на всю мощь… Он успел полюбить всем сердцем Сибирь, ее просторы, наш край, словно он был созвучен его могуществу и силе», - вспоминает Галина Чиханчина.

Похоронен Дмитрий Дмитриевич на Аллее Славы в Красноярске. Кроме звания Героя Советского Союза Мартынов награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями. В Красноярске на фасаде дома по адресу ул. Красной Армии, 9/11, в котором жил «Батя», установлена мемориальная доска.

Дмитрия Мартынова не случайно называют последним героем – он замкнул строй ушедших из жизни красноярских героев страны. И именно красноярцем считал себя, несмотря на малую Родину.

P. S. Редакция благодарит директора Красноярского краеведческого музея Валентину Ярошевскую и сотрудников музея за помощь в подготовке материала и доступ к архивам.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру