Красноярцы на поле боя
Край занял первое место в Сибирском военном округе по мобилизации людей. Из красноярцев сформировали десять стрелковых дивизий, десять полков, семь бригад и шесть батальонов. В 1941 году жители Ачинска стали костяком 378-й, а также 91-й стрелковых дивизий. 382-я стрелковая дивизия состояла в основном из призывников восточных и северных районов края.
В суровую зиму 1941 года сибиряки защищали Москву, сражались под Ленинградом, под Волховом и на Карельском Фронте. В зимних операциях красноярские лыжники показали себя отличными воинами. «Снежной кавалерией» называли на фронте лыжные части.
В 1942 году в Красноярске сформировали еще одно соединение - 78-ю добровольческую стрелковую бригаду. На Калининском фронте она вместе с соединениями особого сибирского корпуса сражалась за города Булый, Ржев и другие населенные пункты, участвовала в освобождении городов Спас-Деменск и Рига. Простреленное в боях знамя крайкома партии и крайисполкома гвардейцы привезли в Красноярск и передали краеведческому музею.
Важную роль в борьбе с врагом сыграли и красноярские столбисты - люди, прошедшие отличную школу скалолазания. Во время исторических боев за Кавказ два отделения горно-разведывательного отряда были сформированы именно из красноярцев. Они более суток сдерживали натиск элитной горной дивизии «Эдельвейс». Из 17 человек осталось в живых только четверо, но стратегический пункт и господствующую высоту удалось удержать.
Враг у ворот
Красноярский край стал единственным регионом за Уралом, где велись боевые действия. Летом 1942 года немецкое командование решило высадить на остров Диксон морской десант, чтобы захватить штаб морских операций и уничтожить советские военные и оборонительные сооружения.
25 августа 1942 года на пути гитлеровцев оказался пароход «Сибиряков». Он успел предупредить береговые службы об опасности, но погиб в неравном бою. Ночью 26 августа на рейде Диксона появился линкор. Оборонительные возможности острова значительно уступали вооружению этого судна. Реальную силу представляли лишь корабль «Дежнев», имевший несколько пушек, и два береговых орудия. Бой получился ожесточенным, но немецкий линкор все-таки отступил и ушел, не выполнив ни одной своей задачи. Победа дорого обошлась «Дежневу». В бою погибли семь человек, более двух десятков были ранены.
Особую важность имела авиационная трасса «АлСиб». По ней из США через Аляску, Чукотку и Якутию в Красноярск доставляли боевые и транспортные самолеты по программе ленд-лиза. В короткие сроки в Красноярске построили ряд аэродромов, установили навигационное и метеорологическое оборудование, обучили персонал. 16 ноября 1942 года здесь приземлилась первая группа американских самолетов. Бомбардировщики и транспортные самолеты продолжали дальнейший путь к фронту по воздуху. Истребители же со снятыми крыльями везли на запад по железной дороге. До 1945 года по трассе перегнали 8 094 самолета. За время перегонов потерпели катастрофу 811 боевых машин, 115 летчиков погибли.
Производство
Из-за войны пришлось перестроить работу всех предприятий города. Почти на каждом заводе требовалась коренная реконструкция технического процесса. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» стал для тружеников тыла главным. При этом переформатирование проходило на фоне катастрофической нехватки станков, материалов, электричества. Впрочем, всю нехватку компенсировали человеческим потенциалом, замешанным на патриотизме. Тот же ПВРЗ (нынешний завод ЭВРЗ) за первые девять месяцев войны построил сверх плана 26 поездов оборонного значения.
В 1941 году в Красноярье было переведено 22 промышленных предприятия (более 80 тысяч человек), в том числе восемь оборонных. В 1942-м – еще восемнадцать. Экономика всего огромного края перешла на военный лад. В году войны в регионе открылись и новые производства. Например, Канский биохимический завод, выдавший в 1943 году первый спирт. Годом ранее в Норильске горно-металлургический комбинат дал первый никель.
Красноярский машиностроительный завод еще накануне войны начал выпуск авиабомб и корабельных мин. Но объемы были незначительны. Осенью 1941 года сюда прибыло эвакуированное оборудование, материалы и более девяти тысяч рабочих с семьями. Основной продукцией завода стали зенитные пушки и минометы. «Красмашевской» зениткой оснащались все советские корабли - от катера до линкора. За годы войны на некоторых участках фронта 80 % фашистских самолетов сбивалось этими пушками. Кроме того, завод давал фронту по 500 минометов в месяц. На Красноярском судоремонтном заводе стали производить корпуса боевых катеров, отливали корпуса мин и огнеметов.
Около 85 % всей выпускаемой в крае продукции предназначалось для фронта. По окончании боев военные заказы были сняты с гражданских заводов. В Красноярске остались лишь три предприятия, которые выполняли оборонные планы. Два из них - Красноярский радиотехнический завод и «Красмаш» - успешно действуют до сих пор.
Госпитали
Особой специализацией Красноярска в годы войны стала медицина, а именно госпитали. Они развернули работу уже в начале войны - сперва семь медучреждений на 2100 коек, после еще шесть - на 2300 мест.
К концу 1941 года потребовалось еще 27 000 коек для эвакогоспиталей, прибывших из прифронтовых районов. Всего в крае к 1 января 1942 года предусмотрено было создание 60 госпиталей на 24 960 коек, что в 19 раз превышало предварительный план. Из них 36 уже действовали и 24 находились в стадии подготовки к приему больных и раненых. Но уже с начала 1943 года ситуация изменилась: чем дальше советские войска продвигались на запад, тем меньше становилось госпиталей в Красноярске - медучреждения возвращались в родные края.
P.S.: Великая Отечественная война изменила Красноярский край и его столицу. Из аграрного региона со слабой экономикой территория превратилась в мощнейший индустриальный центр Сибири. Жаль только, что все тыловые завоевания и подвиги сейчас практически в прошлом. Индустриальным центром в Красноярске давно не пахнет. Все больше - выхлопными газами от сотен тысяч машин.