Первый в списке Героев СССР
Улица имени Николая Тотмина - центральная в Северо-Западном микрорайоне и самая, пожалуй, короткая. Как и жизнь героя. Если гулять по ней не спеша, то минут за 10-15 всю и пройдешь. Всего-то три автобусных остановки. На этой улице нет образовательных учреждений, где в музеях хранили бы память о Тотмине и хоть раз в году ко Дню Победы рассказывали местным школьникам о герое. Может, оттого живущие здесь люди ничего не знают о подвиге своего земляка. К такому выводу прихожу, спрашивая случайных прохожих и проезжих: знают ли они кто такой Николай Тотмин? «Наверное, революционер какой-нибудь», - равнодушно строит предположение водитель припаркованного у остановки такси. «Не знаю, я не местная. Может, писатель?» - бросает на бегу девушка, запрыгивая в автобус. Из торгового павильона выходит пожилая дама. Представитель старшего поколения уж наверняка должна знать, - думаю с надеждой. «Мне кажется, это какой-то известный человек, красноярец. Ученый, наверное», - пытается вспомнить женщина…
На родине Николая Тотмина в Усть-Яруле Ирбейского района тоже есть улица, названная в его честь. Здесь любой школьник точно может рассказать о подвиге земляка. Хранитель памяти – библиотекарь Татьяна Николаева. Вместе с учениками она по крупицам собирает артефакты, связанные с Великой Отечественной войной и биографией Тотмина. В уголке боевой славы есть фотографии Коли - ученика начальной школы. Вот он подростком помогает в колхозе на уборке урожая. А вот и фронтовые фото, вырезки из газет того времени.
Первый в истории авиации
Тогда, в июле 1941 года, о подвиге девятнадцатилетнего летчика 158-го истребительского авиаполка Северного фронта писали все центральные издания. Вот, например, как на пожелтевших страницах «Известий», датированных 24 июля 1941 года, рассказано о событиях.
«Старшина Николай Яковлевич Тотмин внимательно осматривал свою машину, когда до его слуха донесся приближающийся гул моторов.
- Есть работа! - крикнул Тотмин и полез в кабину.
Боевая машина пронеслась над зеленым полем и пошла в высоту.
Восемь фашистских бомбардировщиков «Юнкерс-88» в сопровождении двух истребителей «Мессершмитт-109» уже достигли границы аэродрома и стали заходить на бомбометание.
Противник действовал спокойно, не видя никаких препятствий на своем пути. И вдруг сзади по фашистким бомбардировщикам ударил огненный ливень. Плоскости одного «Юнкерса» задымились.
Тотмин решил добить врага, но в это время почувствовал, как по спинке его сиденья застучали пули. Старшина резко развернул свою машину и бросился в схватку с двумя «Мессершмиттами».
Решительный маневр подействовал. Один из вражеских летчиков уклонился от боя и кинулся вслед за уходившими бомбардировщиками.
Второму бандиту уйти не удалось.
Тотмин положил свой самолет в глубокий вираж. Немец сделал то же. Образовался замкнутый круг, по которому ходили две машины. Тотмин неотступно следовал за фашистким самолетом, все больше приближаясь к нему. Враг пошел на новый маневр - стал на боевой разворот с набором высоты. Тотмин бросил свою машину вслед за «Мессершмиттом».
Когда расстояние опять стало сокращаться, фашистский летчик начал атаку. Тотмин быстро развернулся и пошел врагу в лоб.
«Первым не сверну, - подумал старшина, - врежусь и докажу, что советские люди презирают смерть».
Когда просвет между истребителями сократился до нескольких метров, немец резко накренил машину влево.
- Не выдержал, вояка! - Процедил Тотмин сквозь зубы и в тот же миг принял смелое решение: накренил самолет в обратную сторону, и плоскость его, как ножом, срезала плоскость машины врага.
Ястребок вздрогнул. Герой-летчик оглянулся и увидел, что фашист, кувыркаясь и штопоря, падает на землю.
Самолет Тотмина стал крениться в сторону. Летчик прилагал все усилия, чтобы вывести его из штопора, но ничего не выходило. Тогда Тотмин выдернул кольцо парашюта и открыл ранец. Он сделал попытку вылезти из кабины, но поток воздуха зажал его в угол.
Летчик собрал последние силы, уперся ногами и руками и оторвался от сиденья. Струя воздуха подхватила шелковый купол, бросила его вверх и вырвала Тотмина из кабины.
Все это произошло в сорока метрах от земли. Еще не успевший хорошо наполниться парашют опустил героя-летчика на траву, недалеко от того места, где валялись обломки вражеского истребителя».
Поступок сибиряка и то, что он чудом уцелел, поразили всех. Вот что писал в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Новиков:
«Его таран - наивысшая форма героизма. В жестоком бою в районе Рожкополья с вражескими самолетами Тотмин израсходовал весь боезапас. Можно было попытаться уйти от противника, и никто не упрекнул бы его за это. Но Тотмин рассудил иначе: он должен драться до последнего вздоха. Кончились патроны, но есть таран. И комсомолец пошел на лобовой таран! Такого в истории мировой авиации еще не было. Вражеский пилот попытался увернуться от удара, но не успел, и советский истребитель врезался в неприятельскую машину. Тотмин каким-то непостижимым чудом уцелел и спустился на парашюте. Нетрудно представить себе даже неосведомленному человеку, что такое лобовой таран. Это - верная смерть. Две машины на огромной скорости несутся навстречу друг другу. Счет жизни измеряется секундами. У кого окажутся крепче нервы? Кто сдаст первым? Но и в случае, если кто-то свернет первым, возможность столкновения велика. Тотмин же шел именно на лобовой таран и сделал все возможное, чтобы противник не уклонился от удара».
22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, Николаю Тотмину было присвоено звание Героя Советского Союза. А в октябре 1942-го в 18 километрах севернее города Тосно Ленинградской области Тотмин погиб в воздушном бою. Его самолет упал в болото на оккупированной территории. Останки летчика и самолета в 1990 году обнаружены поисковым отрядом «МИФ» в районе поселка Гладкое в Тосненском районе. Опознать его удалось по номеру двигателя самолета в Центральном архиве министерства обороны РФ. Похоронен Николай Тотмин на своей малой родине - в деревне Усть-Яруль Ирбейского района Красноярского края.
«Стараемся сохранить память»
«Жаль, что из личных вещей Николая Яковлевича у нас нет ничего, - сетует Татьяна Николаева. - Здесь никого из его родственников не осталось. Были дядя с женой, но они давно умерли. Я с детства помню рассказы сельчан, что отец оставил семью, когда Николай и его брат Анатолий были маленькими, и мать Харитинья Ефимовна одна их растила. Когда в 1994 году привезли для захоронения останки Николая Тотмина, приезжал его брат с сыновьями, но больше мы их не видели. За могилой ухаживают школьники. Когда стало известно, что найдены останки, мы с ребятами зашли в интернет и разыскали на карте, где находится деревня Гладково, рядом с которой было обнаружено место падения самолета. Мы ездили туда, сняли все на видеокамеру и сделали фильмы. Ежегодно, когда проводим ко Дню Победы классные часы, рассказываем и показываем эти фильмы, проводим экскурсии к дому, где жил Николай Яковлевич. Сейчас в этом доме живут совсем другие люди. Ребята всегда слушают с большим интересом рассказы о Великой Отечественной войне, о подвигах советских людей, задают вопросы. Мы стараемся сохранять память о событиях тех лет, о нашем земляке. И всегда акцентируем внимание, что именно Николай Тотмин, наш, ярульский, первый среди воевавших красноярцев получил звание Героя Советского Союза».
В советское время в Усть-Ярульской школе пионерская дружина носила имя Тотмина. В 90-е дружины не стало. В 2013 году построено новое здание учебного заведения. Сегодня по инициативе ребят руководство хлопочет, чтобы школе присвоили имя героического земляка.