МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

В эффективности расходов "Красноярскнефтепродукта" возникли сомнения

"МК" заглянул в будущее КНП с помощью документов

Крупное краевое предприятие с госучастием ОАО «Красноярскнефтепродукт» примерно через месяц подведет на собрании акционеров итоги работы за год. Не дожидаясь официального мероприятия, «МК» попытался разобраться: как сказалась на деятельности розничного гиганта (145 автозаправочных станций) работа ее проштрафившихся топ-менеджеров? Недавно, как известно, обвинительные приговоры судов разных инстанций получили два предпоследних гендиректора – Юрий Гурин (приговорён к выплате 5,5 млн рублей нанесенного ущерба судом первой инстанции) и Дмитрий Басюк (обвинялся в растрате, оштрафован на полмиллиона рублей). Заглянуть в недалёкое будущее оказалось несложно благодаря документам, которые имеются в распоряжении «МК». Как говаривал Швондер, — «данные очень нехорошие». Не исключено, что и нынешнее руководство причастно к ухудшению положения КНП на рынке.

Коллаж: Сергей Гуськов

КНП обречён на прибыль?

В июне 2015 года на должность гендиректора КНП назначили Сергея Берунова, который за годы службы в рядах спасателей заслужил репутацию честного управленца. Предполагалось, что он вытянет госпредприятие из криминальных скандалов и создаст задел на светлое будущее топливного гиганта. Но чем это обернулось?

За полгода правления Берунова финансовые результаты компании пошли на спад. Когда «спасатель» пришел в КНП, за первые шесть месяцев 2015 года предприятие заработало 164 млн рублей чистой прибыли. А финал 2015-го КНП отметил прибылью в 101 млн. Однако эта сумма не учитывает некоторых «достижений» Берунова на посту гендиректора.

Так, осенью 2015 года у КНП «зависли» около 189 млн рублей депозитов после отзыва лицензии у Нота-Банка. Их едва ли удастся когда-нибудь вернуть. Кроме того, связанное с семейством Беруновых госпредприятие «КрасАвиа» задолжало КНП 117 млн рублей. Эксперты отмечают: под возможные убытки КНП должно было создать резервы (но не создали). Убыток мог быть значительно больше.

Дорогие «дочки»

Проблемы с банком и долги «КрасАвиа» с большими оговорками еще можно списать на происки контрагентов и неопытность Сергея Борисовича, который раньше, похоже, не руководил крупными коммерческими предприятиями. Но есть и другие истории, которые выглядят сомнительными и вызывают вопрос: не слишком ли стремительно утекают деньги из КНП под руководством Берунова?

Например, в феврале нынешнего года между КНП и его стопроцентной «дочкой» ООО «Оптнефтепродукт» был заключен договор аренды офиса в Красноярске на ул. Деповская. А «Оптнефтепродукт» в свою очередь арендует помещение у ООО «Премьер-Строй».

Директором и единственным участником «Премьер-Строй» является женщина, на которую зарегистрировано около 20 фирм, так или иначе связанных с недвижимостью. Надо отметить, что 90 процентов этих компаний уже ликвидировано. Деталь: информацию о закупке услуг по аренде офисного помещения КНП разместил 10 марта 2016 – фактически после заключения договора. Как видится из документов, договор заключен без каких-либо торгов – у единственного поставщика.

При этом у компании, как известно, есть собственные площади в Красноярске — на улице Декабристов и в переулке Тихом, где находится филиал КНП «Центральный», который, не исключено, после переезда будут простаивать. Получается, что это «управленческое решение» Сергея Борисовича за год обойдется КНП примерно в 20 млн рублей? Близкие к КНП источники намекают на то, что заинтересованные лица на этой сделке неплохо заработали.

В январе 2016-го «МК» интересовался у Берунова офисным переездом:

«МК»: Говорят, вы переезжаете в дорогой офис?

Сергей Берунов: «Мы не покупаем площади, а переходим в новый офис, чтобы собрать людей в одной точке».

В какую сумму обойдётся аренда офиса и как проходил выбор площадки, — Сергей Борисович не уточнил. Было о чем умалчивать?

Качественная пересортица

Не секрет, что КНП в нынешнем виде не является производителем ГСМ. Это крупный оптовый покупатель, который отправляет в свои хранилища запасы топлива и через сеть АЗС реализует его по всему краю. Поэтому интерес, по какой цене и у кого пополняет свои запасы КНП, - отнюдь не праздный. И это вопрос не только качества. Хотя в прошлом году российский президент сравнил потери автовладельцев из-за некачественного бензина с хищением.

Но главное, что занимает наблюдателей – насколько предприятие, где администрация края выступает основным акционером, готово вложиться в общий успех региона и побороть неэффективные и сомнительные расходы? Идет ли оно нога в ногу с требованиями по снижению затрат и увеличению прибыли? Напомним, недавно губернатор поставил амбициозную задачу: увеличить доходную часть бюджета края за пять лет на 100 млрд рублей. Услышали на, казалось бы, прибыльном предприятии глас власти?

Если и слышали, то поняли по-своему. Деталь: за прошлый год КНП закупил горюче-смазочных материалов разных сортов и спецификаций на сумму 14 млрд 57 млн рублей. На эти громадные средства (за такими тратами требуется особый контроль и учёт) было закуплено более 355 тысяч тонн. Для сравнения: дефицит краевого бюджета на 2016 год (без корректировки) в конце прошлого года был запланирован в аналогичные 14,1 млрд рублей. Некоторые эксперты расценивали такой недостаток денег как серьезный риск. Поэтому вопрос «а насколько рачительно КНП распорядился деньгами, сопоставимыми с бюджетными проблемами?» отнюдь не выглядит риторическим.

Кстати, пару лет назад при публичном обсуждении закупочной деятельности КНП в СМИ были обнародованы данные о некоем ООО «Водолей» с уставным капиталом в 15 тысяч рублей и пропиской в одной из квартир Омска (позднее – в Новосибирске). Именно это сомнительное предприятие стало привилегированным поставщиком КНП. Объёмы поставок от фирмы, похожей на «однодневку», превысили тогда четверть всех закупок КНП, а цена контрактов — 3,6 млрд рублей. Эксперты не исключали: стоимость топлива у этой странной компании была существенно выше, нежели у других «легальных» поставщиков. В лоббировании «Водолея» подозревали тогдашнего гендиректора КНП Юрия Гурина.

Сейчас в списке контрагентов (после публичного оглашения «странных» договоров) ООО «Водолей» нет. Но не рано ли ставить точку в попытке разобраться, а всё ли в порядке при гендиректоре Сергее Берунове, который пока не растерял репутацию «честного» менеджера?

Однако «жена цезаря» может пополнить ряды людей, интересных для стражей порядка. На предприятии происходят очень непростые закупки. Так, среди известных и крупных поставщиков, таких как «РН-Красноярскнефтепродукт» и «Газпромнефть – Региональные продажи», в списки продавцов затесались новые фигуранты - не исключено, сомнительной закупочной истории. Доля «вендоров» в структуре закупок КНП за четвёртый квартал 2015 года составляет лишь 15 процентов! Вопрос: а кто «добивает» ГСМ на остальные почти 85 процентов?

Список дополнительных поставщиков венчает множество фирм. Это, как и полагается, разнообразные ООО: «Арктур», «ВТЭК», «Крас-Ойл», «Ресурс-ТМ»,  «Апекс» и так далее. Доля каждого из них в структуре общих закупок КНП отличается – от 45% у какого-то ИП. Цена конкретных закупок у некоторых фигурантов списка взывает серьёзные подозрения. Не скрываются ли за массовостью поставщиков какие-то новые изобретения?

Собеседники «МК» указывают, что ограниченные закупки у «вендоров» и увеличенные объемы закупок у неких частных компаний могут иметь определенный экономический смысл, но… только для менеджмента КНП. Отмечается, что в целом на рынке ГСМ есть некие примеры того, как частные поставщики (к ним, разумеется, не относятся такие компании как Газпромнефть) выплачивают разного рода «вознаграждения». Возможно, за то, что закупщик берёт топливо именно у них, причем по завышенным ценам. Однако получателем этих «бонусов» является не компания-покупатель, а её изобретательные менеджеры, управленцы, которые могут принимать решения о заключении договора с конкретным продавцом.

Вот пример закупки при гендиректоре Берунове. В прошлом году КНП закупало нефтепродукты по цене, возможно, превышающей рыночную более чем на 50 % - у некоего ООО «РегионОптТорг». Компания (как и «Водолей», и «ТоргПромГрупп») вполне может выступать «прокладкой», имея минимальный размер уставного капитала (10 тысяч рублей). Есть мнение, что «РегионОптТорг» к тому же не обладает собственными производственными мощностями по хранению и транспортировке топлива. А ущерб КНП от договорных отношений с этой «малышкой», по одной из версий, может составлять пару десятков миллионов рублей.

Получается, Сергей Борисович не стремится навести порядок на предприятии? Или не может? Тем интереснее версия лиц, близких к руководству КНП: не находится ли предприятие под контролем неких могущественных «кураторов» из Москвы, которые могут, не исключено, навязывать менеджменту кадровые и бизнес решения? Вот что впечатляет. Похоже, сомнительные схемы закупок, немотивированные и «тёмные» расходы всё же продолжают подрывать экономику розничного «нефтяного гиганта». При этом теряют и работники КНП, у которых самая низкая зарплата в отрасли. А если принять во внимание, что управление компанией находится под пристальным надзором совета директоров из числа крупных краевых чиновников, получается, что они проглядели нарушения? Либо потворствуют, причем, возможно, по согласованию с более высоко стоящими чиновниками? Вот и председателю совета директоров КНП, замминистра промышленности, энергетики и торговли края Александру Климину на последней сессии ЗС, похоже, нашли замену. Его пост в КНП прочат вице-премьеру правительства Юрию Лапшину. Поможет ли смена персонажей изменить устойчивые тенденции?

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах