Оргвыводы
Главный вопрос предстоящих ристалищ – отстоит ли «Единая Россия» в регионе парламентское большинство? В стане аналитиков единого мнения нет. Как утверждает политолог Юрий Москвич, проблемы партии власти кроются «в затянувшемся кризисе и отсутствие новых лиц», и «одним махом» эти проблемы не решить. «ЕР» придется идти на выборы с тем, что у неё есть: с теми же людьми, которые привели край к нынешней социально-экономической ситуации. «Опросы пока не сверхтревожные: чуть более половины избирателей по-прежнему намерены голосовать за партию власти, - считает Юрий Николаевич. - Поэтому центры руководства избирательной кампанией в России и в крае полагают, что большинство (пусть даже небольшое) мест в Госдуме и в ЗС региона они получат. Тогда ни о каких заменах и речи быть не может. Главная опасность в другом: все оппозиционные партии знают об этом и готовятся получить - впервые после 1990-х годов - от 50 % (а может и больше!) голосов. Для них это - невероятный шанс. Прежде всего, для КПРФ, ЛДПР и «Патриотов России» в крае».
Политтехнолог, пожелавший сохранить инкогнито, и причастный к кампании «ЕР» 2011 года, признался «МК», что идеологическое поле для маневра партии власти заметно поредело. И причины здесь не только экономические, но и организационные: «В крае было роздано очень много обещаний и проектов типа Ванкора, кластеров и так далее. Это всё сдулось! Пузырь лопнул, деньги потрачены… А сибирская ментальность избирателей требует реализации обещаний! Люди, которые брали на себя обязательства, получили в конечном итоге негатив! И все это делалось под эгидой «ЕР»! Получается, что не другие партии на этом заработают, а просто развалилась вера в обещания!»
В качестве примера проблем с партстроительством в крае политтехнолог приводит многочисленные конфликты с участием партии власти в районах - Богучанском, Минусинском, Абанском, Енисейском (о них не раз писал «МК»). И поясняет: конфликты связаны главным образом с тем, что для защиты своих коммерческих интересов местный бизнес пошел в политику. «Особой политический подоплеки не было! При губернаторе Александре Хлопонине была выстроена жесткая вертикаль власти – и в хорошем смысле, и в плохом. В 2010 году в крае прошла сильная кампания по выборам глав районов. Под Хлопонина была создана система: главы были лично заинтересованы давать большие результаты для «ЕР» - разными способами. Но потом изменилось законодательство, Хлопонин ушел, кризис стартовал. А дефицит бюджета привел к тому, что «хозяйственные» обещания исполнять стало некому! И у глав районов не осталось ресурсов, шаг влево-вправо - или коррупционное преступление, или нецелевое использование бюджета. Поэтому деятельность в районах замерла. А поскольку власть ассоциировалась с «ЕР», то разочарование вылилось в конфликты на местных уровнях именно с участием этой партии».
Юрий Москвич считает, что если «малые партии» выйдут с новыми лицами и понятным языком, то они победят по одномандатным округам: «В крае, как ни странно, это может случиться. Есть положительный пример выборов в горсовет Красноярска (а это весьма хороший стимул!) и многолетняя известность, ряд электоральных побед некоторых лидеров по меркам ЗС: «Коммунисты России», «Родина», «Яблоко», «Партия возрождения села». Многое зависит от активности и удачи партгрупп кандидатов. Уровень политборьбы в 2016-м будет гораздо выше, чем раньше. Да и избиратель на сей раз более всего настроен выбирать иные партии и других кандидатов». Политолог не исключает: «Если в крае случится такой прорыв оппозиции, как три года назад на выборах в красноярский городской Совет, то строгий разбор полетов краевого руководства обязательно произойдет».
На выборах в ЗС 2007 года «ЕР» набрала 42 %, в 2011-м - меньше 37 %. В целом по стране в 2011 году за партию власти отдали голоса 49 % избирателей, а в некоторых региональных столицах «Единую Россию» опередила КПРФ. Тогда, после такого провала в регионе, наблюдатели дружно предрекали отставку губернатора Льва Кузнецова, которая и произошла с некоторой оттяжкой по срокам. А в прошлом году, несмотря на успех «ЕР» на местных выборах в районах края, прозвучал тревожный сигнал. Избирателям вернули право голосовать «против всех». И этот «кандидат» получил до девяти процентов в Ачинске, Бородине, Дивногорске, Енисейске, Канске, Лесосибирске, Боготоле. А в Большеильбинском сельсовете Саянского района главу так и не выбрали: жители массово (62,7 %) выступили против кандидатов. Была и сенсация: в Ужурском районе победила партия-новичок – «Возрождение села» обошла «ЕР», набрав 42,76 % («ЕР» - 31,11 %).
Всё это, на взгляд политологов, является следствием неэффективного руководства. Эксперты говорят: если в крае не изменится организационный подход, то шансы на провал «ЕР» на предстоящих выборах резко возрастают. Если, как на выборах в «малые» советы депутатов, во главу угла будет поставлена коммерческая составляющая и близость к лицам, принимающим решения, то и конечный результат будет таким же. И заседания ЗС станут похожи на сборища людей, которые решают не столько проблемы жителей, сколько проблемы бизнеса.
Мифы и легенды
Если оргвопросы каждая парии решает индивидуально, то, похоже, идеологический каркас формируется «всем миром». И хотя программы еще не опубликованы, даже их тезисного краешка достаточно, чтобы понять: ментальное однообразие уже на подходе.
Это особенно заметно на уровне четверки парламентских «китов».
Так, в федеральной «ЕР» на днях обсудили самую важную часть предвыборной программы - соцполитику. Предложили поддерживать семьи, старшее поколение, инвалидов и заняться улучшением «ситуации на рынке труда». Похоже на вечный мем для всех партий мира.
КПРФ разбавила несвежие, хоть и приятные для слуха идеи («сильная государственность, духовность, справедливость, патриотизм» - чем не концепт для вышеперечисленных партий?) некой новацией. Речь идет о создании «народных предприятий» - так коммунисты именуют компании «с долевой собственностью членов коллектива». Не очень понятно, планируют ли партийцы запустить процедуру отъема акций у капиталистов или речь идет о радикальной деприватизации?
А члены «Справедливой России» отметились акцией «Делай или уходи». Несмотря на вроде бы обновленную вывеску предвыборного агитпропа, под ней тлеют прежние обещания на новый лад: решить проблемы ЖКХ, налогообложения, здравоохранения. Единственное, что отличает прообраз программы от идейного корпуса партии образца 2011 года – требование к действующим чиновникам уйти или решить эти жгучие задачи. Но это уже совсем другая фантастика.