Едва ли не на исходные позиции вернули проект платных парковок депутаты Законодательного собрания края, когда «снесли» из повестки дня очередной сессии (считается, что это произошло по инициативе самих заказчиков проекта - департамента городского хозяйства Красноярска) законопроект о штрафах за неоплаченную стоянку.
Свою ноту протеста вынес и малый-средний бизнес. Владельцы магазинов, заведений общепита, менеджеры отделений банков, неожиданно попавших в зону платных стоянок, выразили недоумение. Они за собственные средства делали парковочные карманы для своих клиентов, а тут стоянки оказались вне закона. По мнению экспертов, чтобы «загнать» автомобили горожан на платные места, потребовалось убрать «лишние» карманы вдоль центральных улиц. Сначала с помощью дорожных знаков «Стоянка запрещена», а чуть позже - замуровывая автоподъезды. К тому же на перпендикулярных улицах вроде Кирова, Сурикова и Перенсона появился запрет на остановки автотранспорта (кроме платных мест, разумеется).
На фоне этого недоумения губернатор Виктор Толоконский в эфире местной телекомпании заявил, что проект не пройдет на «ура»: «Я считаю совершенно обоснованными вопросы от общества, зачем ликвидировать карманы… на Маркса, Мира и Ленина. Второе – должен быть очень точно реализован принцип, что не деньги здесь важны для города, и тариф на оплату парковки должен быть минимальным с ограничительных позиций. Третье - необходимо проводить разъяснения, прививать культуру пользования транспортом в городе. А мы этим никогда не занимались…»
После этого запрещающие знаки возле карманов на проспекте Мира напротив краевой администрации исчезли. А мэр Красноярска Эдхам Акбулатов заявил, что готовится проект «Об утверждении Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения». По мнению главы города, кроме платных парковок нужно создать сеть бесплатных и «перехватывающих», освободить Красноярск от транзитных транспортных потоков…
Иными словами, проект отправлен на доработку. Возникает, правда, вопрос: почему проект «Порядка», упомянутого мэром, не был готов до внедрения платных парковок? Внедрения, по сути, насильственного – никак не согласованного с населением. С учетом повсеместных слушаний на другие темы это выглядит странно.
Общественники в лице «Народного фронта» добились промежуточных результатов: увеличено время бесплатной стоянки до получаса (вместо 15 минут). Оставили в покое бесплатные парковки у медицинских учреждений в центре Красноярска. Но хаотичную и неясную для большинства горожан картину это в целом меняет мало.
Между тем красноярские представители Федерации автовладельцев России (ФАР) и движения «Цветные дороги Красноярска» готовятся провести митинг против парковок за деньги. Протест запланирован на 25 апреля. Требования озвучил «МК» представитель «Цветных дорог» Никита Высоцкий: ревизия парко-места в городе, снос запретительных знаков в центре, установленных в этом году, организация муниципальной штрафстоянки и главное - введение моратория на платный паркинг до тех пор, пока проект не будут жизнеспособен. В заявочном листе указано: на митинг могут прийти 300 человек. Никита уверен, что «протестантов» будет гораздо больше.
Пока на сайте компании «Инфокома» (инвестора платных парковок) числятся все те же платные места и «перехватывающие» бесплатные парковки – к примеру, площадь возле ТРЦ «Комсомолл» (часть бесплатных мест там подобрал под себя передвижной дельфинарий). Площадь, как показывает практика, чаще пустует. А куда же делись машины? Найти их нетрудно: на улице Кирова, часть которой еще не охвачена запретительными знаками, авто плотно застилают дорогу в два, а то и в три ряда.
Трудно представить, что это и есть обещанный порядок. Как говорил еще пару месяцев назад представитель ФАР Егор Фролов, если власти все же нацелились на опыт Москвы и повсеместное введение платы за автостоянки, то здесь их поджидают трудности: «В Москве, по свидетельству очевидцев, просто коллапс. Жители массово не платят за услуги платных парковок, с удовольствием опротестовывают штрафы».
Один из чиновников Красноярска на прошлой неделе завил, что едет перенимать опыт в соседние столицы регионов. Спешим напомнить: к примеру, в Новосибирске полгода назад мэр Анатолий Локоть заявил: «Прежде чем планировать платные парковки, нужно обеспечить качественную работу общественного транспорта… Принципиальный момент - у автомобилистов должна быть альтернатива платным парковкам, то есть бесплатные места. Возможно, машины придётся ставить не рядом с местом работы, но бесплатно… С другой стороны, если бесплатных мест не будет, весь поток автомобилей хлынет на тротуары и во дворы, что может стать причиной более активного использования шлагбаумов. Таким образом, стараясь решить одну проблему, мы создадим другую».
Проект платных парковок напомнил историю с крематорием, пережившим обсуждение общественностью, депутатским корпусом, и в итоге вернувшимся на очередную доработку. Впрочем, «проект по борьбе с пробками», учитывая нарастающую активность автолюбителей в России, имеет, кажется, даже больше шансов обернуться прахом. Но вот в каком виде он восстанет из пепла?