Автолюбителям Красноярска предстоит стоять бояться

Владельцев машин накроет паркоматом

 На недавнем заседании комиссии городского Совета по ЖКХ и транспорту стало окончательно ясно: в ближайшие месяцы в жизни автовладельцев Красноярска произойдут революционные перемены. Полторы тысячи платных парковочных мест появится на улицах, перпендикулярных триединой транспортной артерии - проспекту Мира, улицам Карла Маркса и Ленина. Мотив у городских властей для радикальных новаций вроде бы благой: избавить столицу края от пробок. Но сами знаете, какая дорога благими намерениями вымощена…

Владельцев машин накроет паркоматом
Рисунок: Анатолий Самарин

Сколько стоит в граммах?

Экзальтированные сторонники (в первых рядах - весьма обеспеченные депутаты горсовета) паркоматов, которые появятся в центре города, сулят безоблачные сервисы передвижения.

Но вряд ли такую методу оценят позитивно те, кто и так уже платит прямые и косвенные налоги за право передвигаться не на убогом, прямо скажем, общественном транспорте, а на личном автомобиле.

Возникает вопрос и о судьбе жителей Центрального района. Если двор не позволяет разместить авто всех жильцов дома, то они будут вынуждены покупать места на парковке за 30 рублей в час?

Да и многострадальный малый бизнес, думаю, на себе ощутит негативные последствия. Прежде чем остановиться у ларька, чтобы купить букет цветов или бутылочку воды, водитель сто раз подумает: а надо ли ему это? Тем более что поминутной тарификации, как следует из слов представителей компании «Инфоком» (она выиграла конкурс на обустройство парковок), паркоматы не предполагают.

Чтобы автолюбители не слишком роптали, им пообещали бесплатные временные хранилища для «железных коней». Правда, в изрядной удалённости от центра – возле ТЦ «Комсомолл» на Белинского, около Дворца пионеров, на Красной площади и улице Дубровинского. Путь оттуда до офисов или другого рабочего места красноярцам предложено преодолевать пешком либо на автобусах-шаттлах. Что за шаттлы, какая будет у них регулярность и оперативность - пока тайна. Зато ни у кого не вызывает сомнений, что они будут платными.

Новый налог на землю

Количество бесплатных парковок власти увеличивать не намерены. Они пошли по самому простому, быстрому и экономически весьма выгодному для кого-то пути.

Вопрос в том - кому выгодному? Красноярские водители в этом списке точно не значатся. Хотя бы потому, что автолюбители уже заплатили и продолжают платить за право пользоваться личной машиной – транспортный налог, увеличивающиеся акцизы, «зашитые» в стоимость ГСМ, прохождение техосмотра, который также предполагает сборы в бюджет. Но главное заключается в том, что наличие платных парковок отнюдь не гарантирует решения проблемы пробок.

Доказательство этому – ситуация на дорогах, где подобная схема уже работает. Координатор общества «Синие ведерки» (ОСВ) Петр Шкуматов считает, что количество машин в центре города снизилось после введения зон платной парковки в Москве, но пробок не стало меньше. Так он прокомментировал заявление мэра столицы о том, что с введением платных парковок скорость движения транспорта в центре увеличилась на 12 %. По данным ОСВ, скорость транспортного потока в пределах Садового кольца возросла в среднем на 5 %, «а по оценкам других экспертных сообществ — всего на 2 %». Шкуматов заметил, что в большинстве стран власти вводят платные парковочные зоны, «исходя из воли либо согласия жителей, а не ломая их через колено». Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто, высказался так: «Отслеживаю ситуацию и точно знаю, что на улицах, где появились платные парковки, движение стало быстрее. Если, например, в 1-м Колобовском переулке машины стояли в два ряда, то теперь - в один, и можно нормально проехать. Но если где-то убыло, то где-то прибыло. Поэтому в Большом Сухаревском переулке, например, ни проехать, ни встать невозможно - все бросились парковать машины здесь, потому что бесплатно». Александр Шумский, руководитель Московского центра борьбы с пробками, оценил перспективы столичных антипробочных изменений так: «Это вопрос не месяцев, но двух-трех лет. Однако и после этого пробки из центра не исчезнут…»

Конечно, понаставить платных парковок куда проще, чем превентивно позаботиться о росте города и увеличивающемся потоке автотранспорта. Например, не выдавать разрешений на строительство спорных объектов, ухудшающих транспортную проходимость мегаполиса. Ведь иначе как вредительством не может выглядеть раздача земли в центре Красноярска под точечные высотки без парковочных мест. То же самое можно сказать о строительстве двух гостиниц впритык с другим гостиничным комплексом, местом массовых гуляний и оперным театром… За этими и многими другими застройками стоит чья-то подпись, ответственность. Точнее, безответственность, безнаказанность и безразличие к нуждам и удобству горожан, которых скоро обложат дополнительным «стояночным» налогом.

Забота о столице

И все же – так ли безвозвратен и безальтернативен путь, избранный Красноярском в попытках избавиться от транспортного коллапса? Далеко не все города поддались соблазну быстро, за счет автолюбителей решить проблемы проезда в центрах мегаполисов. К примеру, градоначальник Новосибирска Анатолий Локоть, пишут СМИ, отказался от идеи организовать в центре платные парковки. Решая одну проблему, есть риск создать другую, - считает чиновник: «Принципиальный момент - у автомобилистов должна быть альтернатива платным парковкам, то есть бесплатные места. Проект, безусловно, должен учитывать такую возможность. Если бесплатных мест не будет, весь поток автомобилей хлынет на тротуары и во дворы, что может стать причиной более активного использования шлагбаумов. Таким образом, стараясь решить одну проблему, мы создадим другую. Чтобы автомобилисты пересаживались на общественный транспорт, необходимо его развивать. Задача – обеспечить бесперебойную работу городской транспортной системы, оптимизировать транспортные потоки».

В Новосибирске проблему увидели в начале пути. Красноярские власти, видимо, решили не популярничать, а собирать деньги – это занятие, соглашусь, приятнее. Помнится, в 2012 году Красноярск оказался в тройке самых дорогих городов для жизни в России, обогнав, по версии Общественной палаты РФ, Москву. Судя по всему, то был не предел. Арифметика проста: за стоянку в центре города в месяц придется выложить (если оставлять авто на весь рабочий день) около пяти тысяч рублей. Столичный масштаб…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 17 декабря 2014

Заголовок в газете: Стоять бояться

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру