МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Власть и бизнес не поделили иностранный капитал

Круглый стол о мигрантах оказался краеугольным

 На прошлой неделе в Гражданской ассамблее Красноярского края прошел круглый стол, посвященный миграционной ситуации в регионе и нововведениям в законодательстве, которые касаются этой сферы. Собрались более сорока участников: чиновники города и края, представители УФМС, МВД, общественности, работодатели.

Мероприятие обещало стать скучным, для галочки: монотонные доклады, сухие цифры отчетности. Но живую струю в него привнесли те, кто работает с мигрантами рука об руку и знает проблему изнутри.

Мигранты оформляют трудовые патенты. Фото: Наталия Губернаторова

Нерабочий инструмент

1 января 2015 года вступили в силу изменения в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Раньше каждый регион определял квоту на количество иностранных работников и, исходя из этого, мигрантам выдавали соответствующее количество разрешений на работу. Теперь квоты отменили, и появились патенты. Чтобы получить его, мигрант должен представить подтверждение несудимости и наличия места для проживания. Кроме того, он обязан сдать экзамены по русскому языку, на знание законодательства и истории России. После успешной сдачи выдадут сертификат, который дает право легально устроиться на работу.

По данным замглавы Красноярска, руководителя департамента социально-экономического развития Сергея Сетова, сегодня в краевом центре мигранты востребованы главным образом в строительстве (73 % иностранных рабочих), в общепите и торговле (10 %), в автосервисах (3 %) и в сфере перевозок – как водители (3 %). Не уверена, что красноярские представители этих профессий с успехом сдали бы экзамен по русскому языку и истории, о правовой грамотности населения вообще говорить не приходиться. Но закон есть закон, и его теперь нужно исполнять.

«Конечно, хорошее дело, чтобы каждый специалист знал русский язык, но, может быть, поторопились с законом? - выразил мнение гендиректор СК «Омега» Александр Пуртов. – Взять, например, бригаду каменщиков из Китая, они работают по 12 часов шесть дней в неделю. Мигранты, скажу по опыту, выполняют в два раза большие объемы работ за то же время, что местные. Так вот, они приходят с работы, поели и легли спать. Общения с русскими нет. Достаточно держать переводчика на объекте. В торговле или общепите, водителям нужно знать русский язык, согласен, а зачем он, например, полеводу, который работает только с тяпкой и шлангом для полива растений? В результате такие нововведения приведут к тому, что мы потеряем рабочих. Своих нет, а чужие к нам не приедут».

Есть и другая проблема, с которой уже столкнулись работодатели, пригласившие к себе иностранных работников. Получить сертификат по новому закону необходимо в течение 30 дней после въезда. В крае экзамен можно сдать только в девяти образовательных учреждениях. А вот выдачей сертификатов занимаются пять организаций, которые, по словам представителя УФМС по краю Натальи Мармышевой, находятся за пределами региона, из-за чего срок со дня сдачи экзамена до получения сертификата может растянуться до 40 дней. И уже были прецеденты, когда мигранта, пока он ждал сертификат, выдворяли из страны.

Мигрант vs местный

Второй момент, вызвавший недовольство, - предпочтение мигрантам местных работников. В 2015 году 532 работодателя подали заявки на привлечение 65 тысяч иностранцев. В правительстве региона разрешили въезд порядка 17 тысяч. «Приоритетом краевой службы занятости является реализация мероприятий, которые направлены в первую очередь на защиту национального рынка труда, - доложила Татьяна Крылова, замруководителя краевого агентства труда и занятости населения. - Однако в ближайшее время вряд ли мы собственными трудовыми ресурсами сможем закрыть потребность экономики края. Тем не менее, это наш приоритет. Искать будем среди своих, и хотела бы нацелить на это всех работодателей, тем более что возможности службы занятости последнее время постоянно расширяются и услуги расширяются. Просто нужно работодателям уметь идти навстречу сотрудникам центра занятости, пользоваться услугами центров».

«Позвольте нам самим судить, кого брать на работу, - парировал председатель Союза промышленников и предпринимателей, член совета ассамблеи Красноярского края Михаил Васильев. - Вы себе советуйте, кого брать в чиновники. Если я открываю салон китайского массажа, и мне чиновник говорит, что можно местного обучить технике, я не знаю, как с ним дальше разговаривать, потому что нельзя никого другого этому научить. То же самое с китайской кухней. Работодатели действуют из презумпции своей доходности, а это значит, что никто лучше них не знает, кого надо брать на работу. Для меня в этой связи является драматичным, что из межведомственной комиссии (краевая комиссия при правительстве региона, которая определяет, сколько мигрантов приедет легально в регион, - «МК») исключили представителей работодателей, и теперь сами чиновники определяют, кого и сколько ввозить. При этом все хотим дешевые квартиры, хотим, чтобы была массовая застройка, чтобы эффективность строительного комплекса стала выше. Ну не хотят российские граждане работать в строительстве! Есть сложившаяся мировая практика: во Франции, например, водителями автобусов и такси работают арабы, французы не хотят. Я настаиваю на возвращении в комиссию работодателей. Очень важно определить место мигрантов в нашем современном обществе и чтобы власть внимательнее отнеслась к этой проблематике. Мы вам платим налоги, из которых вы получаете зарплату - сформируйте миграционную политику в рамках региона, опубликуйте ее, обсудите с субъектами, и тогда мы будем понимать, куда идем. Сегодня этой политики нет. Чтобы все мы играли по одним правилам. Чтобы не было такого, что при выступлении говорится одно, а делается другое – запрещать, не давать, как в реальности это происходит. У работодателя нет понятия национальность, есть понятие квалифицированный работник».

ХХХ

Выступление Васильева было жестким, но, похоже, не пробило броню чиновников. Слышался чей-то лепет, мол, не нужно преувеличивать полномочия региональной власти, ведь закон федеральный, а не краевой. Запланированный на полтора часа круглый стол затянулся почти на три. Докладчики устали, и, судя по всему, рассчитывали только отчитаться по бумажкам, к прениям готовы не были. В результате закончилось предсказуемо, по протоколу. Участникам выдали подготовленную заранее резолюцию, которая была принята за основу. Настоящих проблем, похоже, не услышали. Или не захотели слышать. А ведь власть региона, которую, как правильно заметил Васильев, мы кормим, для того и существует, чтобы защищать интересы тех, кто живет в регионе. В том числе и перед столичными инициативами.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах