МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Красноярский экономический форум рассмотрели в ретроспективе

«МК» проследил за судьбой проектов, рождённых на КЭФ

 В условиях экономических санкций, сокращения кредитования со стороны российских банков и фактического прекращения иностранных заимствований мегапроекты Красноярья, анонсированные в прежние годы, кажутся отодвинутыми в сторону. До лучших времен и сценариев, повышения стоимости нефти и укрепления рубля. Насколько верно впечатление, узнал корреспондент «МК».

В этом году завершится строительство инфраструктуры Богучанской ГЭС. Фото: roek.ru

Без ожидания чуда, но с приметами роста

Председатель правительства Красноярского края Виктор Томенко считает, что серьезной проблемой для промышленности стал значительный рост процентных ставок по кредитам с одновременным снижением их доступности. А также - увеличение цен на импортные комплектующие, оборудование, потребительские товары. «Ситуация в экономике неоднородна, одно и то же явление по-разному сказывается на работе отраслей. Например, несмотря на снижение цен на металлы в долларах в январе текущего года, изменение курса валют привело к увеличению цен на основные металлы в рублях. Это позволяет рассчитывать на рост прибыли наших крупнейших налогоплательщиков и стабильные поступления в бюджет от них. В то же время рост цен на алюминий, а также на импортные комплектующие из-за курса валют усложнили работу отрасли машиностроения и ряда предприятий, использующих в своем производстве этот металл и сплавы на его основе», - отметил премьер-министр.

Есть проблемы у предприятий дорожной отрасли. Чтобы поддержать их, а также своевременно начать дорожные работы в этом году, муниципальным образованиям уже направлены средства, которые позволят проводить конкурсные процедуры и заключать контракты на ремонт, содержание и строительство дорог.

В числе приоритетных задач, по словам председателя правительства, остается обеспечение сбалансированности регионального бюджета. Особое внимание уделяется сдерживанию роста потребительских цен, сохранению стабильности на рынке труда, поддержке наиболее «чувствительных» к экономическим изменениям отраслей. Все эти и целый ряд других направлений будут включены в план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в крае. Документ, по словам Виктора Томенко, будет представлен губернатору.

Непростые виды на будущее

Условия потенциального экономического роста будут обсуждаться и на грядущем Красноярском экономическом форуме. Однако есть смысл вспомнить, куда и как двинулись проекты, о которых было заявлено на прошлых КЭФ. В региональном министерстве экономического развития и инвестиционной политики с «МК» поделились их итогами.

Так, с 2004 года на карте края оставили свой след несколько мегапроектов. Продолжается освоение Ванкорского месторождения нефти и газа, объем инвестиций в которое до 2037 года составит около 940 млрд рублей.

В области металлургии ожидается доведение до стадии строительства и дальнейшей эксплуатации Горно-металлургического комплекса компании «Русская платина» в Норильском промышленном районе. Инвесторы сулят до 2024 года оставить в крае как минимум 171 млрд рублей в виде вложений, сейчас выделены земельные участки под строительство объектов. Заключено соглашение об участии компании в социально-экономическом развитии Красноярского края.

Строительство нового магистрального нефтепровода Куюмба-Тайшет мощностью 15 миллионов тонн нефти в год идет своим чередом: как заверили «МК» в минэкономразвития, проект реализуется в полном соответствии с графиком, запуск, по предварительным данным, состоится уже в будущем году. Его «емкость» оценивается в 96 млрд рублей.

А строительство Промышленного парка в ЗАТО Железногорск стоимостью 1,47 млрд рублей завершится чуть позднее – в 2018-м. Сейчас готовится запуск первой очереди промпарка.

Большинству глобальных проектов еще предстоит немалая работа по мере поступления денег от инвесторов. Но есть и «горячие» объекты, сдача которых в эксплуатацию ожидается уже в текущем году. В этом году должно завершиться строительство инфраструктуры Богучанской ГЭС, хотя фактически станция начала давать ток еще в 2012-м, с запуском первых гидроагрегатов. Рядом появится (по планам - до конца нынешнего года) Богучанский алюминиевый завод. С большой долей вероятности чиновники говорят и о завершении стройки четвёртого автодорожного моста через Енисей.

Еще один проект, заявленный властями много лет назад - строительство здания вокзала Красноярского аэропорта, - вероятно, также двинется в этом году с мертвой точки. Благодаря единогласному решению правительства и Законодательного собрания определен формат продажи краевой собственности, который будет предложен потенциальным инвесторам. Аэровокзал уже разработан в виде мастер-плана, развитие аэропорта до 2030 года предусматривает 16,7 млрд рублей капвложений, причем до 2017 года - 6,2 млрд рублей на строительство первой очереди нового пассажирского терминала и реконструкцию перрона.

Из проектов лесного комплекса самым крупным и уже близким к реализации называют Богучанский лесопромышленный комплекс с объемом инвестиций в 27,2 млрд рублей и планируемыми налоговыми поступлениями в более чем полмиллиарда рублей. Его выход на полную мощность запланирован в третьем квартале 2015 года.

Чуть отодвинут в сторону Ангаро-Енисейский кластер. Напомним, этот многообещающий проект был оформлен в виде схемы. Проект государственно-частного партнерства, по планам, должен был сыграть ключевую роль в развитии территорий четырех северных и восточных районов - Енисейского, Северо-Енисейского, Мотыгинского и Саянского. По сути, он может стать конгломератом горнопромышленных и лесоперерабатывающих производств. На его создание требуется около 270 млрд рублей, из них большая часть (210 млрд) должна поступить от инвесторов. С крупнейшими из них уже достигнута договорённость. В частности, на прошлогоднем КЭФ были подписаны ключевые соглашения по развитию электросетевой инфраструктуры. В прошлом году, писали СМИ, энергетическая компания En+ подала заявку на получение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) - более миллиарда долларов - на строительство Нижне-Ангарской ГЭС в рамках проекта «Ангаро-Енисейский кластер», - сообщил журналистам директор проекта «Восток» En+ Group Александр Сергеев. Однако пока реализация затормозилась. Но никто от проекта не отказывается в связи с очевидным мультипликативным эффектом. Идет процесс актуализации в новых условиях, который планируется завершить уже предстоящей весной.

Ожидается подписание соглашения о строительстве Центра протонной терапии для лечения онкобольных в краевой столице. Окончательные параметры в деньгах предстоит уточнить именно на КЭФ, но уже сейчас понятно, что речь идет о миллиардах рублей инвестиций.

Середнякам тут место

Власть делает ставку не только на крупных инвесторов. Есть планы на подписание соглашений по локальным, но очень значимым для отдельных территорий проектам. Пример - создание производства лесоматериалов на юге края (стоимость - 318 млн рублей). Объем небольшой, но для юга региона, где не хватает рабочих мест, достаточно значимый.

Еще один проект, вроде бы не такой масштабный как «конкуренты» (инвестиции заявлены в 1,466 млрд рублей), но как раз рассчитанный на малый инновационный бизнес – Железногорский промпарк. «Мы уверены, что туда придет большое количество компаний – производить комплектующие для спутниковых систем предприятия ИСС им. Решетнева, - оценил перспективы губернатор Виктор Толоконский, - и для Горно-химического комбината. Это базовые мощные предприятия, которые заинтересованы в огромном количестве технологий и комплектующих».

Глава региона также высказался о проекте территорий опережающего развития: «У нас в крае есть три локализованные территории – Норильский промышленный район, ЗАТО Железногорск и Зеленогорск. Там есть большой внутренний спрос, избыток рабочей силы и энергомощностей». Это делает названные территории подходящими для проектов ТОР (по планам федерации, ТОР - территории опережающего развития - будут особыми благодаря введению для них специальных налоговых режимов).

ТОР могут развиваться в крае, однако до сих пор неясно, как проекты будут администрироваться с налоговой точки зрения: ведь большинство льгот в федеральных проектах касается именно региональных и муниципальных налогов. А значит, и решения по налогам могут приниматься на уровне субъектов федерации. Но пока впереди Сибири оказался Дальний Восток – именно там весной этого года появится первый ТОР «Камчатка». Красноярскому краю опять выпала хронологическая и организационная «фора»: посмотреть на опыт дальневосточных коллег и учесть их трудности.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах