Михаил Смирнов, генеральный директор сети клиник «Центр современной кардиологии»:
- А почему нет? Нас не зря называют социальными предпринимателями. Да, конечно, мы зарабатываем деньги. В любом лечебном учреждении главный врач тоже нацелен на то, чтобы зарабатывать деньги, потому что без них ты не приобретешь оборудование, не пригласишь к себе во врачебный коллектив классных специалистов. И ведь нет уверенности, что этот самый главврач муниципальной больницы будет зарабатывать необходимые на то средства честно.
Если будут привлекать бизнесменов, то, по крайней мере, вся система станет разумнее. Если все правильно сделать, то пациент не пострадает. Эта инициатива во многом вынужденная со стороны минэкономразвития - в связи с дефицитом бюджета у правительства нет возможности выделять должные средства на здравоохранение. Но, в общем-то, она здравая. И если эту идею не испортят исполнители, как это у нас часто бывает, то у страны есть шанс получить конкурентное здравоохранение. Но будут ли бизнесмены за это браться? Есть опасение, что сегодня скажут «бизнесмены, заходите», а завтра выгонят.
Вера Гудовская, художественный руководитель театра детского танца «Орленок»:
- Сложно сказать. Надо хорошо подумать. Бизнесмены, как и чиновники, есть хорошие и плохие. И цели у всех разные. Известно, что нашему коллективу часто требуется финансовая поддержка. Родители некоторых ребят - успешные бизнесмены, но они остаются равнодушны к нашим нуждам. А кто-то наоборот, сам приходит с вопросом: чем помочь? Но таких примеров мало. Даже вспомнить сложно. Вот и не знаю, стоит ли передавать гособъекты бизнесменам… Отдадим, а потом будем жалеть. Вдруг неудачно получится. Будут люди малообеспеченные обращаться, к примеру, в клиники на прием, а им в ответ поступит отказ с улыбкой. Есть такое опасение, что цены пойдут вверх.
Алексей Меньщиков, председатель Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края:
- Есть замечательная латинская пословица: только глупец легко верит большим обещаниям. Я давно верю только делам. Сомневаюсь, что может быть результат, который заложен изначально. Нужно очень аккуратно и осторожно подходить к вопросу слияния так называемых государственных людей и бизнесменов. С одной стороны, это полезно: бизнес всегда привносит новый взгляд, креативные возможности, исключает бюрократию. Но, с другой стороны, мы можем получить абсолютно циничный и бесчеловечный взгляд на проблему, когда деньги встанут вперед живого человека. Поэтому я бы был крайне осторожен с такими инициативами. Сначала попробовал бы не законы принимать, а реализовать это в каком-то пилотном формате. То, что проблем в бюджетной медицине или образовании полно, это ясно. Во многом они связаны с закостенелостью мышления, но решать их таким хирургическим жестким способом тоже неправильно.
Андрей Модестов, главный врач Красноярского краевого онкологического диспансера:
- Нет. Во-первых, не вижу серьезного бизнеса в медицине в нашем регионе. У нас есть только бизнес в стоматологии и ряде диагностических клиник. Серьезное же лечение, особенно стационарное, частники не оказывают. И я не вижу людей, которые могли бы социально ответственно взять какие-то учреждения и сделать так, чтобы люди от этого не пострадали. К тому же в крае нет людей, которые могли бы все это организовать таким образом, чтобы ситуация не ухудшилась в плане доступности медицинской помощи, бесплатности, госгарантий для разных категорий граждан. Я считаю, что для Красноярского края это преждевременно. На сегодняшний день мы не готовы даже к пилотным проектам. Госгарантии у нас оказываются на серьезном уровне. Мы одни из передовых в России по программе госгарантий, по наполнению ее финансовыми обязательствами и помощи медицинской населению. Пусть обкатают на себе крупные города, как Санкт-Петербург, где уровень официальных и неофициальных платных услуг очень высокий. По отзывам пациентов, там деньги берут за каждый шаг. Поэтому пусть у себя проведут эти эксперименты.
Чем опасна бизнес-медицина? Если пациент поступил в экстренной ситуации, помощь могут не оказать. Такие факты случаются в разных странах, где лечат ровно столько, сколько ты готов оплатить.