Танец хорошего человека

Вера Гудовская: «Вырастить танцора - лишь одна из целей. Главное - воспитать ребенка»

Недавно детский театр танца «Орленок» одержал победу на IX международном фестивале-конкурсе «Танцевальный Олимп» в Берлине. За первое место боролись более 200 профессиональных и любительских коллективов со всего мира. Но танцевальные номера «Калинка» и «Сибирские снегири» не оставили конкурентам шанса на золотую медаль. О восхождении на Олимп «МК» рассказала художественный руководитель театра детского танца Вера Гудовская. Разговор проходил в напряженной обстановке - телефон худрука практически не умолкал: вот-вот начнется прием детей в младшую группу, родители боятся опоздать.

Вера Гудовская: «Вырастить танцора - лишь одна из целей. Главное - воспитать ребенка»
Красноярский "Орленок" переплясал Америку и Европу.

- С 2005 года нас приглашали на этот конкурс («Танцевальный Олимп» - «МК») регулярно, – говорит Вера Николаевна. - Но все никак не удавалось – то денег не было, то выступления накладывались. В этом году я задалась целью туда попасть. В Германию все не переставали удивляться, что мы из Сибири, ведь это где-то очень-очень далеко.

- Тем ценнее победа…

- Дети были настроены на нее. Я сказала: ребята, как хотите, но победа должна быть за нами. А сама до последнего не верила – слишком сильна конкуренция. Только от России поехали, кроме нас, Красноярское хореографическое училище и училища из Воронежа и Самары. Нас, конечно, подхлестывало, что они профессионалы, а мы любители.

- Поверили только после оценок жюри?

- И то не сразу. Ребята были уставшие от перелета, но собрались и выложились на все сто. Уже после «Калинки» зал неистовствовал. Потом станцевали «Снегирей». Этот танец исполняют только мальчики. Они из кожи вон лезли. Опять овации. Но в свою победу мы поверили только на заключительном концерте, когда нам объявили, что мы обошли 38 стран - Японию, Австралию, США, Канаду и всех европейских участников. Это великая радость, слезы. Жюри оценило великолепие русского танца, русской музыки, русского костюма.

- Прежде всего оценили ваш труд. Я видела как воспитанники «Орленка» отдаются танцу.

- Знаете, было тяжело. Ноги у ребят отнимались, спины болели, но они работали на высоком эмоциональном подъеме. Мобилизовались максимально. Мы никогда не выпустим на сцену ребенка, который не понимает, что должен порадовать своей работой зрителя. Должен так оттанцевать свой кусочек, чтобы зал замер. Наши дети знают это с первых занятий. Все 11 лет мы воспитываем детей через танец. Они не просто танцуют - они хорошими людьми становятся.

- Не обязательно, чтобы для ваших выпускников танец стал профессией?

- Так точно. У нас большой, хорошо разработанный проект воспитательного назначения. Вырастить танцора - лишь одна из целей, не основная. Главное - воспитать хорошего человека. Я не знаю, чтобы кто-то из 13 тысяч детей, которых мы обучили за 44 года существования ансамбля, состоял на учете в милиции. Порой родители выпускников звонят: мол, Вера Николаевна, он у нас еще студент, мальчишка, ума не набрался, нельзя ли еще годик ему побыть в вашем коллективе?

Наши выпускники становятся академиками, учителями, врачами, летчиками. Есть среди них и артисты - к примеру, Юра Аскаров окончил ГИТИС, самостоятельно пробился на центральное телевидение. Что ни эстрадный концерт - так Юрка там. Таня Самотесова уехала в Польшу, учит детей русскому танцу.

А однажды по каналу «Культура» смотрела балет «Спящая красавица» и обомлела: в главной партии - мой воспитанник Витя Полищук! Сейчас он народный артист России, солист Пермского театра оперы и балета.

- «Орлята» не забывают своего гнезда?

- Связь с ребятами не теряется. Они и звонят, и пишут, и на бракосочетание приглашают. Я бросаю все и бегу. Потом приводят к нам на обучение своих детей и даже внуков. Несмотря на труд, шести- семилетние малыши ходят сюда вовсе не из-под палки. Они сюда летят. У них здесь друзья, своя жизнь. Я считаю, что дети должны иметь какое-то дело, быть чем-то увлечены помимо школы. Когда им нечем заняться, они становятся добычей дурных компаний. Но направить ребенка в нужное русло могут только родители.

- Современные родители уделяют детям меньше времени?

- Конечно. Жизнь сложная. Люди спешат объять необъятное. Все и во всех областях должны быть непременно первыми. Мамы внушают дочерям, что во время танца ты должна быть в первой линии. Спрашиваю: «А почему в первой?» А мне с гонором говорят: «Я вот уже вижу, что она у меня лучше всех танцует». Девочка в слезах. Ну разве это главное?..

С каждым годом становится все больше неполных семей, без пап. Мама - вся в работе. А бабушка больная. Ребенку недостает тепла, он становится грубым.

- Перевоспитываете, окутав вниманием?

- Заставляю всех педагогов говорить с детьми хотя бы пять-десять минут на личные темы: как выйти из сложной ситуации, как преподносить себя, чтобы выглядеть достойно, как нужно выбрать профессию, как нужно уважать девочек, как идти по жизни, не гордясь, но с высоко поднятой головой. Если ребенок хулиган, то я открыто говорю родителям о том, кого они воспитывают. Им неприятно, конечно. Но есть шанс, что они примут меры. От семьи много идет. Но у нас здесь своя конституция. Получил двойку - пока не исправишь, приходить не имеешь права.
У нас очень тесная связь со школами, классными руководителями. Если ребенок отстает, то учитель сигнализирует нам о его неуспеваемости. Я вызываю родителей и ребенка на серьезный разговор. Исправляются.

- У воспитанников «Орленка» есть вы. А как быть детям без стержня, миновавшим ваш коллектив?

- Спрос с родителей. За «потерянность» детей, их депрессии, неуспешность и прочие составляющие, подводящие порой даже к суициду, отвечают взрослые. Недоглядели, обделили вниманием, не поддержали. На это накладываются какие-то обиды - неправильное поведение учителя в школе или оскорбление сверстников, неразделенная любовь. Что до последнего, то в своем коллективе, как только замечу между ребятами зарождающееся чувство, тут же ставлю их на контроль. Мне докладывают, что Наташа и Саша обнимаются. Я вызываю их по одному на беседы, не стесняюсь говорить с ними на интимные темы, чтобы никто из них глупостей не наделал, не обидел друг друга.

- Судя по количеству телефонных звонков, у «Орленка» нет проблем с набором детей?

- Восемь человек на место. Порой говорят, что ребенок не подходит по весу. Я отвечаю – это не главное. Берите, а там посмотрим. Если природа наделила ребенка шагом, эмоциональным восприятием, мы его возьмем.

- Исключаете детей за неуспеваемость?

- Крайне редко. Уходят из-за переезда в другой город, по состоянию здоровья. Порой дети не справляются, потому что в семье их не приучили трудиться. Были и такие моменты, когда родители забирали сына, так как его дразнят сверстники, что он танцует как девчонка, только бантик на голову надеть. Мама идет сыну навстречу. А спустя время звонит и просит принять обратно – мальчик стал неуправляемым.

А вообще, я говорю своим педагогам, что отказаться от ребенка никогда не поздно. Они, например, просят зайти посмотреть кого-нибудь из воспитанников с лишним весом. Просижу урок. Вижу, что девочка упитанная, лишний вес вызывает одышку. «Что мне с ней делать?» - спрашивает педагог. Вывести на сцену. Сарафаны скрасят все лишнее. А если уберешь, то будут слезы. Можно погубить ее. На концерте она с такой радостью танцевала! Ее мама нас сильно благодарила, но я ей в ответ сказала: худеть! А педагогам говорю: представьте, что это ваша дочь, потом исключайте.

- Тяжело расстаетесь с выпускниками?

- Очень. Одни слезы. Из прощальных записей, которые ребята оставляют мне на память, я считываю, что все эти годы они были счастливы. В прошлом году я получила государственную премию «Душа России». Меня вызывали в Москву с коллективом на вручение этой премии. Награду вручал министр культуры. Мне аплодировал огромный зал. Я зашла за кулисы вся в слезах, что получила такую большую награду. И вдруг ко мне подбежал и упал на колени с большим букетом мой бывший воспитанник Юра Аскаров. Только ради таких моментов уже стоит жить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру