Воображариум доктора Крякка
Основным отличием от прошлогодних перфомансов стало повышенное внимание к детской аудитории. Для ее развития и стимуляции воображения появились околокнижные конструкции в ранее неиспользовавшемся под нужды ярмарки остекленном павильоне. Там открылся огромный картонный лабиринт, сделанный красноярскими дизайнерами и архитекторами. Его лозунгом стал призыв «Стань героем своей истории». Как уверяли организаторы, лабиринт способен привить детям любовь к чтению. Не по-школьному - дидактически, а в игровой форме. Чтобы через все органы чувств самые маленькие посетители ярмарки впитали истину: читать - интересно. В лабиринте ребятня проходит через комнаты-локации, оформленные так, что хочется разглядывать их бесконечно. Там бумажные сталактиты, пластиковые стаканчики-облака, стены из картона. Войти в лабиринт можно было командой до пяти человек. «Вместе интереснее фантазировать, рисовать, строить, сочинять, ставить маленькие спектакли и шоу фокусников, осваивать оригами, пробираться сквозь дебри лабиринта. Помогали игрокам двенадцать мастеров: художники, фотографы, писатели, актёры, архитекторы и даже поэты. По оценке организаторов – творческой группы «Твори-Гора», - площадку посетили до полутора тысяч человек. Причем были среди них не только дети, но и вполне великовозрастные люди, которых принято называть кид-алтами (в переводе с английского термин может толковаться как состояние взрослого человека, которому не чужды детские интересы).
Поиграть можно было в «Звуки кино». Как объяснить актерам, что они должны показывать в кадре? Тут впору и самому вставать перед камерой и придумывать сюжет вместе с актерами. А потом посмотреть свой кусочек фильма. Другая игра - «Книга моего поколения». Это не «Евгений Онегин» Пушкина, не «Generation П» Пелевина (хотя именно эти книжки, преображенные в инсталляции с микрофигурками балерин, карет и прочих рукотворных бумажных миниатюр, разместились по периметру сооружения).
В лабиринте конструировали послания в будущее или личные подарки, и сопровождали их особыми словами… Там же дети мастерили себе одежду из бумаги: в великом книжном мире отходов не бывает.
Открылась и выездная площадка регионального музея геологии с горными породами: ребятишкам объясняли, к примеру, почему некоторые из них притягивают магнит.
Это была не единственная детская площадка. Плоды просвещения малышня вкушала на многочисленных презентациях - книг Сергея Седова, Аси Петровой, Юдит Берг; в зрительных залах («Именинный спектакль Петсона и Финдуса», «Сказки из разных карманов»); в творческих играх по книгам - к примеру, Эрика Карла «Очень голодная гусеница». А также на программе мультиков, составленной в память о Большом фестивале мультипликационных фильмов его куратором Диной Годер, и на мастер-классах по стихотворчеству.
Бренный книжный мир
Кульминацией книжной части КрЯКК по традиции стали публичные дебаты жюри литературной премии «НОС», организованной Фондом Михаила Прохорова, и объявление шорт-листа номинантов. На призы «Новой словесности» (победитель получает 700 тысяч рублей и статуэтку; каждый финалист, попавший в короткий список, удостаивается 40 тысяч рублей; приз читательских симпатий - 200 тысяч рублей - вручается автору по результатам голосования) выдвинуты тексты «Время секонд хэнд» Светланы Алексиевич, «Это называется так» Линор Горалик, «Покоритель орнамента» Максима Гуреева, «Вместе со всеми» Маргариты Меклиной, «Параллельная акция» Александра Мильштейна, «Демон Декарта» Владимира Рафеенко, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Дети Третьего рейха» Татьяны Фрейденссон и «Король утопленников» Алексея Цветкова-младшего. Ежегодная премия «НОС» стремится отыскать новые тренды в современной художественной словесности на русском языке. Этот приоритетный проект Фонда входит в масштабную просветительскую программу «Книжный мир». Программный блок включает в себя организацию и поддержку ежегодной Красноярской ярмарки книжной культуры (КрЯКК), грантовый библиотечный конкурс, комплектацию библиотек качественной литературой, международную программу Transcript - поддержку переводов российской гуманитарной и художественной литературы на другие языки.
На фоне большой литературы чуть было не потерялся первый в регионе фестиваль самодельной малотиражной книги. Его автор - собиратель коллекции из 160 книжечек, томичка Лера Ветошкина - рассказала «МК», что привезла в Красноярск проект для демонстрации способности фактически каждого человека издать или соорудить своими руками любую книгу. Некоторые экспонаты удивляют, некоторые шокируют. Ведь если каждому дать волю в книгоиздании, какие лабиринты подсознания могут вывалиться на свет? Начиная с самиздатовских журналов, книг-перевёртышей и вплоть до эротических наскальных рисунков.
Скрипка и немножко нервно
Стенки музыкальной шкатулки книжной ярмарки открывались во все стороны света. Главным и ожидаемым стало выступление российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева с классической программой из Брамса и Баха. На фоне недавнего скандала в красноярской филармонии и, по сути, обезглавливания местного академического симфонического оркестра (дирижер Марк Кадин до сих пор находится в Москве и возвращаться в Красноярск пока не намерен) выступление столичных музыкантов – событие для меломанов неординарное. Но площадка в виде Большого концертного зала филармонии вызывает у тонких ценителей резонные вопросы – а пригоден ли зал с его особенностями акустики для исполнения классической, а не поп-музыки? На мой взгляд, подкрепленный мнением профессионалов, звуковая палитра живого оркестра, не усиленная спецтехникой, выглядит блекло и глухо, что снижает уровень восприятия и полноты музыкальных ощущений. Но, похоже, инициатива Фонда Прохорова по организации однодневных гастролей национального оркестра запомнится надолго: ближайшее выступление Красноярского симфонического оркестра запланировано лишь на конец ноября…
Другие жанры, представленные на городских сценах во время КрЯКК, тоже вызывали тревожные ассоциации. К примеру, приезжала условно-швейцарская группа Authentic Light Orchestra - коллектив главным образом русскоговорящий с армянскими корнями. Синтез этно и джаза, национальных армянских духовых и классических инструментов создавал флер тонкого и изысканного действа. На концертах небольшого оркестра можно услышать около тридцати музыкальных инструментов, звучание индийской бансури или словацкой фуяры становится более современным с помощью электроники. И опять ассоциация: красноярская филармония сокращает персонал, в том числе людей, ответственных за организацию джазовых фестивалей в крае…
Иными словами, как бы ни были весомы усилия организаторов КрЯКК по нарезанию плодов просвещения для региональной публики, действия ответственных краевых лиц за сохранение культурной среды не должны звучать диссонансом.
Театр без док
Немногочисленные подмостки Красноярска (основной театр драмы, как известно, находится на стадии затянувшегося ремонта) приняли ту часть ярмарочной программы, в которой совместились книжные тексты и лицедейство. Театральная кампания прошла по сравнению с «Театральными сезонами» (тоже организуемыми Фондом Прохорова) скромно.
Ожидаемого катарсиса на этот раз не произошло. Если сравнивать с недавним спектаклем по рассказам Виктора Астафьева «Пролетный гусь» МХТ им. Чехова (показан весной этого года на площадке Красноярского ТЮЗа), где публика буквально обливалась слезами, «Бабушки» оставили в качестве послевкусия приятную, терпкую ноту грусти, а глаза - сухи…
ХХХ
Можно предполагать такой итог воздействия на зрителей и гостей ярмарки - исключительно бодрящий позитив и интеллектуальная накачка. Но что испытывают на красноярских гастролях-ярмарках участники и организаторы? Каким им видится город и край? Ирина Прохорова, сестра Михаила и соучредитель Фонда Прохорова, высказалась так: «Мы десять лет работаем в крае, и это были потрясающие годы, надеюсь, такими они и будут дальше. Мы узнаем собственную страну, замечательных людей, которые живут в Красноярском крае, узнаем, как это прекрасно: быть вместе и самим создавать культуру, среду обитания и полноценное достойное существование». Звучит как призыв. Тем более что лейтмотивом нынешней КрЯКК стала недосказанная фраза «Город, в котором можно…»