Книжной ярмарке стало тесно на полках

Новый интеллектуальный фестиваль не дотянулся до обывателя

 Седьмая ярмарка книжной культуры еще на подходе грозилась стать самой международной из всех проведенных в Красноярске. Об участии заявили такие одаренные талантами персоны, как всемирно известный скрипач и начинающий писатель Гидон Кремер (Литва), российский актер Вениамин Смехов, художник, автор комиксов Марк-Антуан Матье (Франция), писатели Хамуталь Бар – Иосеф (Израиль), Урс Маннхарт (Швейцария), Иен Фрейзер (США), поэт Илья Кутик (США), переводчик Гете-Института Розмари Тице (Германия) и десятки других. Настоящий десант высадился из Европы и Америки. Россия в стороне не осталась: приехали около 230 издателей, не считая многочисленных представителей театрально-музыкальной богемы и литераторов.

Организаторы заявили, что такой многоголосый диалог помогает не только открыть миру Россию, но и высветить новыми красками отдельно взятую территорию – Красноярск. Уникальность и полифоничность культурной программы формировались под прессом многолетнего опыта КРЯКК в крае и все более требовательным ожиданием публики. В фонде Михаила Прохорова заявили, что на всех мероприятиях побывали около 47 тысяч человек.

Но дело не только в обширной географии участников и насыщенной программе: очевидно, что КРЯКК стал важной частью (если не основой) интеллектуальной жизни в регионе. Мультикультурное влияние на собственном опыте ощутил корреспондент «МК».

Новый интеллектуальный фестиваль не дотянулся до обывателя
Фото: Соня Гуггенхейм

 Интеллектуальные яства

Попытка выбрать из более чем 50-страничной программы главное и самое интересное была мучительной. Кроме собственно книжных развалов, ради которых несколько лет назад и затевалось мероприятие, КРЯКК разрослась до подлинного фестиваля искусств. В этом году организаторы и участники задались вопросами: как мы обращаемся с прошлым? что берем с собой в будущее? Отсюда и название - «Культурная память или память культуры».

В один день проходили десятки событий, причем площадки оказались разбросаны по всему городу. ТЮЗ, выставочный комплекс «Сибирь», Большой концертный зал, Красноярский музейный центр, клубы, кинотеатры, библиотеки… Чувство страха перед тем, что пропустишь самое существенное, блокировало возможность выбора.

Но приоритеты все же были расставлены: логика победила эмоции. Для меня культовым событием стал концерт Гидона Кремера, по его собственному признанию, - гражданина мира и, по оценке критиков, скрипача, без которого невозможно представить историю современной мировой музыки. На концерте звучали Сибелиус и Рахманинов, соисполнителем выступил Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева. Тончайшее мастерство привело публику в восторг. Но концерт оказался своего рода исключением: все больше ярмарочных «балаганов» проходит под знаком контр-культуры и альтернативы классике. Это не оценка, а факт.

Еще один заметный тренд – повышение весомости детских программ. Примерно половина ярмарочного пространства отдана под малышовые и подростковые книги, проекты, площадки. Ориентир на подобную податливую публику понятен: кто, если не дети, должны, по замыслу организаторов, подхватить тающую в электронных гаджетах и виртуальных развлечениях культуру чтения, театрального досуга, игровых публичных действ?

Эта ориентация не могла не сказаться на иных читателях. К примеру, одна из взрослых посетительниц ярмарки жаловалась, что не смогла найти подходящую ей (не слишком интеллектуальную и в то же время не маргинальную) литературу. Говорит, что много книг только для детей. Но масскульт на КРЯКК вообще не жалуют.

А к интеллектуальным яствам требуется специальная подготовка и заранее сформированный вкус. Выпестовать новую публику – задача не из легких. Ведь сериалы и покетбуки еще никто не отменял. Ночь в красноярском Культурном музейном центре – скорее традиция, чем новаторство. Но, несмотря на ежегодно меняющиеся темы и перфомансы, возникает чувство дежавю. Ну да, будут музыканты новой волны, мастер-классы (говоря по-ярмарочному, воркшопы) или очередная инсталляция. Впрочем, и названия самоговорящие: выставка «Квинтэссенция холода» Отдела Внутренних Сумасбродств, «Яйца на снегу или мольба о белом» танцевальной лаборатории Viewpoint. Понятно, что ночные посетители таких площадок – опять же молодежь.

Пляж будущего под асфальтом перестройки

Но классически настроенная публика все же могла получить свое. На КРЯКК традиционно проходит финал литературной премии «НОС» (новая словесность или новая социальность). Пять лет назад она была основана для поддержки новых трендов в современной художественной литературе на русском языке. Председатель жюри, литкритик Константин Мильчин посетовал: «В российской литературе есть проблема, которую я называю проблемой 1991 года (год распада СССР – «МК»). Авторы пытаются понять, что с нами случилось тогда. В этом году ситуация наконец-то поменялась. Выяснилось, что под асфальтом все-таки есть пляж, авторы задумались о прошлом, настоящем и будущем».

Его коллега, литературовед Андрей Аствацатуров заявил, что «постарался учитывать и авторский язык, и современность тематики, и потенциальный интерес читателей». Дебаты экспертов проходили публично, даже транслировались в интернете, но победителя определят виртуальные читатели голосованием, поэтому он будет объявлен в январе следующего года. В шорт-лист вместе с нашумевшими премьерами Евгения Водолазкина «Лавр. Неисторический роман» и Андрея Иванова «Харбинские мотыльки» (обе книги вошли в число финалистов нынешнего «Русского Букера») попал и роман красноярского писателя, журналиста Александра Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы».

Толерантность к обывателю

Журналисты любят спрашивать организаторов КРЯКК о цифрах. Нет, не о потраченных миллионах (эта тема, по-моему, никогда не звучала: проект – чуть ли не благотворительный, а про размер пожертвований спрашивать невежливо). Дескать, в каких единицах мерить пользу от ярмарки?

Соорганизатор фонда имени собственного брата Ирина Прохорова говорит так: книг привезли порядка 150 тысяч томов, почти все продается, издатели обратно летят с порожними чемоданами. Зрителей все больше. Участников тоже. Ключевое слово на КРЯКК – толерантность – способность принимать окружающих во всех их проявлениях. В литературном мире - это принятие полисемантичности, допуска любой литературной конспирологии и семиотических находок. Неожиданное признание американского писателя Иена Фрейзера - автора книги «Путешествия по Сибири» и колумниста журнала «Нью-Йоркер» - о том, что он не хотел лететь в «Раша», поскольку в нашей стране не любят гомосексуалистов, публика восприняла как знак открытости. Прилетел-таки, вспомнив известную мысль Михайло Ломоносова про могущество державы и роль Сибири в процессе его прирастания. И призвал писать не только про Москву и Нью-Йорк.

А русский поэт (правда, из США) Илья Кутик накануне открытия КРЯКК пообещал на поэтической конференции грандиозное выступление ВРП, расшифровав аббревиатуру как «великие русские поэты». И не забыл причислить к их лику себя, явно любимого. На это Ирина Прохорова заметила, что на ярмарке будет среди прочих презентована книга Дмитрия Пригова - «уж точно ВРП». Напомню, главным лирическим героем шесть лет назад ушедшего автора, эмигранта и диссидента, был некий советский обыватель. Вот пример приговской поэзии:

Я всю жизнь свою провел в мытье посуды

И в сложении возвышенных стихов.

Мудрость жизненная вся моя отсюда,

Оттого и нрав мой тверд и несуров.

Вот течет вода - ее я постигаю,

За окном внизу - народ и власть.

Что не нравится - я просто отменяю,

А что нравится - оно вокруг и есть.

…Ярмарка, которая по щедрым обещаниям того же Кутика, должна была стать эпичной, кажется, такой и оказалась. Всякий, кто мыслит себя просвещенным (тусклым обывателем никто себя не считает), нашел, что искал. Только вокруг оно и есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру