Публичные слушания об экологии вылились в колыбельную

Ради чистого воздуха жителям Красноярска предложили раскошелиться

На публичных слушаниях по экологии публика чуть не уснула. А ведь тема была заявлена, пожалуй, самая актуальная для красноярцев, которые с начала года задыхаются в плену «чёрного неба». Организованное краевым парламентом мероприятие носило многообещающее название - «Об экологической ситуации в городе Красноярске, неотложных и стратегических мерах по её улучшению». Однако растянувшееся на три часа заседание, большую часть которого заняли скучные доклады госслужащих, убило всякую надежду на экстренные меры. Да и какие-либо другие.

Ради чистого воздуха жителям Красноярска предложили раскошелиться
Фото: sobranie.info/Андрей Бурмистров

В самом начале председатель Законодательного собрания края Александр Усс предупредил докладчиков, чтобы внимательно слушали тех, кто на трибуне и не повторялись. Не сработало. Чем занимались в ожидании своей очереди спикеры – неведомо, журналистов в зал не пустили, выделив стулья в коридоре четвертого этажа и телевизор с трансляцией.

Первым выступал зампредседателя правительства края Юрий Лапшин. Он сообщил, что в городе насчитывается 221 предприятие-загрязнитель. И поведал странные и удивительные данные. В 2014 году в воздушное пространство поступило более 194 тысяч тонн загрязняющих веществ. На дворе 2016 год, при чем тут события двухлетней давности? А далее Лапшин и вовсе обескуражил, заявив: «С 2005 по 2015 годы наблюдается тенденция по снижению объема выбросов, их стало меньше на 22 %».

После этих слов можно было расходиться. Удивительное, согласитесь, начало обсуждения экологической проблемы. Нет её что ли?

Потом Лапшин говорил о том, кто виноват в сегодняшнем «не продохнуть». В числе обвиняемых - сибирский антициклон. Безветренная погода не выдувает загазованность. Чтобы уменьшить влияние выхлопов на атмосферу, вице-премьер предложил ввести с 2018 года «в отношении транспортных средств требование соответствия экологическому классу не ниже Евро-5». Правда, чиновник не уточнил, где заправлять авто топливом, которым не торгуют в Красноярске. Самое ходовое сегодня - второй класс (АИ-92, АИ-95). Есть и АИ‑98 – четвертый класс. Разница между вторым и четвертым классами по выхлопу диоксида серы отличается в пять раз. Евро-5, безусловно, экологичнее, но Лапшин забыл пояснить: как и чем стимулировать водителей раскошеливаться на дорогой бензин?

После представителя исполнительной власти на трибуну поднялся зампред комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания Иван Ребрик. Он представил свое видение улучшения экологической ситуации. В числе предложений – «наладить обустройство ливневой канализации и повсеместное влажное пылеудаление улиц в летнее время».

Может быть, летом депутат отсутствует в городе, или находится ещё в объятьях Морфея, когда с рассветом поливальные уборочные машины ползут по сонному городу, совершая свое действо. Насколько качественно они убирают улицы, превращая пыль в грязь – другой вопрос.

Что до «ливнёвок»… После обрушения опорной стены на проспекте Свободном «МК», разбираясь в ситуации, писал, что одной из причин (может быть, главной) трагедии было отсутствие ливневой канализации. Власть города тогда объясняла, что водоотводы можно сделать только там, где строятся новые дороги. Если они не были предусмотрены ранее – ничего не попишешь. Получается, депутат не изучил вопрос?

Руководитель Росприроднадзора по краю Андрей Калинин предложил создать экологическую полицию для «выявления, пресечения и предупреждения нарушений в области охраны окружающей среды». Но разве мало тех, кто по долгу службы уже обязан это делать? Например, природоохранная прокуратура края. Ее глава Роман Ткаченко тоже выступил, рассказал о том, как сработало в прошлом году ведомство, сколько штрафов и предписаний выдало. По мнению прокуратуры, следует принять меры к выносу красноярской нефтебазы за пределы города, а на ее участке провести глубокую рекультивацию. Тема тоже не нова, о проблеме писал «МК» еще полтора года назад.

Дали высказаться и экологам. Директор НП «Экологический центр рационального освоения природных ресурсов» Виктор Сибгатулин сообщил, что радикальное улучшение воздуха невозможно без перевода ТЭЦ с угля на газ. Управляющий филиалом ООО «СибНИИуглеобогащение» Сергей Исламов с ним не согласился, заявив: «Надо отказаться от дилетантской мантры, что все экологические проблемы города может решить природный газ. Федеральный бюджет не в состоянии профинансировать строительство трубы до города. Краевой - тем более. Компании не готовы вложить миллиарды в реконструкцию ТЭЦ и котельных. И надо помнить, что эти затраты затем будут перенесены в тариф. Он вырастет в два-три раза. Сжигание газа в котлах, не приспособленных для этого, приведет к резкому повышению выбросов оксидов азота - второго по силе воздействия канцерогена после бензапирена».

От производственной проблематики отвлёк депутат горсовета Красноярска Александр Коропачинский. Он сообщил, что лично всё просчитал и, как оказалось, выбросы ТЭЦ и КрАЗа в город не попадают, их относит в другую сторону. По мнению парламентария, дело всё-таки в автомобильных выхлопах. Коропачинский посоветовал либо сделать платным проезд по основным дорогам, либо пересесть на общественный транспорт и такси.

«Никто не умаляет долю автотранспорта в загрязнении города, но нельзя спихивать всё только на это. Нужно учитывать и стационарные загрязнители, не только крупные предприятия, но и мелкие, - поделился с «МК» руководитель регионального отделения Всероссийского экологического движения «Зеленая Россия» Сергей Шахматов. – Есть три главных вопроса. Проявит ли в полной мере политическую волю законодательная и исполнительная власть? Многие базовые моменты находятся в зоне отношений краевой власти и основных загрязнителей. Второе - готовы ли сами загрязнители идти навстречу и усиливать модернизационные экологические программы? Третье - выделят ли деньги на мероприятия, которые будут рекомендованы после слушаний? На эти вопросы не было дано ответов».

ХХХ

Результатом публичных слушаний стало одобрение проекта резолюции на 12 страницах. Её предстоит доработать и принять на одной из ближайших сессий Законодательного собрания. Засидевшиеся над решением проблемы грязного воздуха, участники спешно покидали зал и ныряли в удобные авто, которые подкатывали к крыльцу серого дома. В сторону остановки общественного транспорта не направился никто.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 13 апреля 2016

Заголовок в газете: Публичная колыбельная

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру