Старикам здесь не место
В качестве эксперта мы привлекли профессора СибГАУ, руководителя региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Качество повседневной жизни» Александра Пузанова. По его словам, проблемы с проведением капитальных ремонтов начались задолго до создания в регионах Россия специализированных госструктур – фондов капремонта. В 1990-х годах, когда стартовала программа приватизации жилья, были допущены стратегические ошибки. Квартиры и дома передавались новым собственником без проведения капремонта за счет государства как прежнего собственника, который обязан был отдать имущество в должном состоянии.
Позже власти пытались исправить эту ошибку, выделив в середине 2000-х довольно крупные суммы на ремонт жилья. Однако далеко не все дома были «откапиталены». Вот и выходит, что нынешняя ноша по платежам за капремонт как минимум несправедлива и вызывает ряд вопросов.
Сегодня собственники жилья в крае платят взносы на капремонт своих домов по утверждённому тарифу. Но куда? Как известно, был предложен выбор: отправлять взносы на собственный счет дома, открытый в банке, или в так называемый «общий котел», оператором которого выступил на территории края Фонд капительного ремонта. Только пять процентов собственников выбрали свой счет - остальные молча перешли на обслуживание в Фонд.
Но молчание отнюдь не означает согласия. Вопросов у населения накопилось много. Один из главных: когда дойдёт очередь до конкретного дома? Более других сомневаются пенсионеры, которые считают, что просто не доживут до того светлого времени, когда их дома станут объектом капремонта. В ситуацию были вынуждены вмешаться представители депутатского корпуса края. На недавней сессии ЗС они приняли решение, чтобы региональное Правительство РФ нашло источники финансирования льготы для одиноко проживающих пенсионеров старше 70 лет. Срок для поиска денег установлен до февраля будущего года.
Откуда правительство возьмёт средства - неясно; дефицит краевого бюджета измеряется миллиардами, и сокращать другие статьи расходной части невозможно. Но даже если чиновники найдут искомые миллионы в казне (например, в федеральной), старикам как минимум полгода придется выкладывать средства на капремонт из своего кошелька.
Деньги – сегодня, ремонт – когда?
В то же время краевые чиновники рапортуют о выполнении программы капитального ремонта. По словам руководителя регионального Фонда Нины Авдеевой, процедуры согласования с различными структурами на начальном этапе затянулись практически на полгода. Вместе с тем «благодаря активному информированию населения зафиксирована положительная динамика собираемости средств собственников жилья: если за два месяца 2014 года поступило 47 %, то на сегодняшний день – 72 %», - сообщила Авдеева. По словам председателя комитета ЗС по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолия Матюшенко, год и месяц в крае осуществляется программа капремонта общедомового имущества: «На эту тему идет много разговоров, общественный резонанс большой. Сегодня в регионе обеспечен сбор 72,5 % взносов. Для сравнения: уровень сбора за услуги ЖКХ составляет 82 %».
Однако именно в этой части активисты ОНФ видят главный риск для реализации программы. По их данным, около трети жителей региона не платят за капремонт; есть муниципалитеты, где собираемость составила 20 %. На сегодня из 115 домов, где в этом году должен был стартовать ремонт, работы начались только в двух домах - в Манском районе и в Красноярске, - сетует Александр Пузанов. Ремонт крыш начался в осенне-зимний период, что повлекло множество жалоб.
Мнение общественников противоречит данным фонда капремонта. По словам Нины Авдеевой, работы начаты в 54 домах, а в 50 из них ремонт будет завершен до конца года.
Каково будет качество работ при такой спешке - остается только гадать. Александр Пузанов считает, что принимать объекты после капитального ремонта должны специалисты государственного строительного надзора. «В этом деле нужен системный подход», - подчеркивает представитель ОНФ.
Кстати, вопрос о компетенции специалистов, которые определяют необходимость проведения того или иного вида работ на каждом конкретном доме, тоже остается нерешенным. По мнению Пузанова, когда версталась общая программа капремонта на 30 лет вперед, данные в единую базу собирались при помощи рядовых сотрудников жилконтор и УК. Хватило ли у них инженерных навыков, чтобы определить – нужно менять систему теплоснабжения дома или, например, достаточно заменить один элемент системы?
Кроме прочего, неясно, как обстоят дела с деньгами Фонда. Собранные с собственников жилья почти 2 млрд рублей сейчас лежат на счетах регионального оператора, - уверяет Пузанов. В этом году, по его оценкам, на оплату работ будет затрачено не более 50 млн. Получается, что деньги граждан заморожены, а при ставке по депозиту, которая составляет 10 %, текущий уровень инфляции их просто обесценивает. Да и сам Фонд капремонта до сих пор не имеет легитимного реестра собственников жилья, что тоже приводит к неразберихе в оплате, и является прямым нарушением законодательства. В 2016 году Фонду, чтобы выполнить программу капремонтов, надо будет достичь собираемости в 130 % - для компенсации задолженности 2015 года.
«Людям необходимо предоставить информацию - сколько денег собрано, сколько пойдет на капремонт жилья, какие работы будут сделаны, какой подрядчик осуществляет ремонт, каковы стоимость и сроки исполнения работ», - заявил Пузанов. Вот только прибавит ли эта информированность уверенности гражданам, что капитальный ремонт – это общественное благо, а не очередная авантюра по выуживанию и дальнейшему разбазариванию денег населения?