Игорь Домнин, директор АПХ «Агроярск»:
- Импортозамещение – тема, которая приятно ложится на слух любому гражданину Россия, а уж тем более сельхозтоваропроизводителю. Однако сколько не произноси «халва» – во рту слаще не становится. И у этого разочарования есть вполне объективные причины.
Во-первых, финансовые. Импортозамещение в любой сфере деятельности (или конкретней - любого продукта, например, продукта питания) – это прежде всего производство. Производство в больших объёмах или принципиально нового продукта. Это значит, что нужны инвестиции в расширение производственных мощностей или приобретение новых технологий и оборудования. На сегодняшний день основные участники АПК имеют колоссальную закредитованность. Их текущая рентабельность не позволяет увеличивать ссудную задолженность. Так называемое проектное финансирование также не является актуальным и интересным для большинства сельхозтоваропроизводителей, так как требует, во-первых, 20-30 % собственных средств, которых у них нет. Дополнительных оформленных залогов тоже нет. Поэтому банковский заем как инструмент инвестиционного развития АПК фактически не работает.
Во-вторых - кадровые причины. Даже если удалось решить задачи и проблемы привлечения инвестиционных денег в бизнес, у предприятия возникает другая существенная проблема – кадры. В сельской местности нет не только высококвалифицированных новых специальностей и профессий, которых требуют современные технологии и неотвратимая модернизация, на селе нет даже основного персонала: скотников, доярок, механизаторов, электриков, слесарей. Средний возраст людей, занятых в сельхозпроизводстве, с каждым годом неуклонно растёт.
И, конечно, причины рыночные. Снижающаяся покупательская способность населения ведёт к ослабеванию спроса на предложения отечественных, местных производителей, продукция которых оказывается весьма недешевой. Так происходит, например, с молочной продукцией, которая производится сельхозпредприятиями и переработчиками из натурального сырья и оказывается дороже того фальсификата, которым завалены полки магазинов.
Все эти факторы труднопреодолимы для отечественных сельхозпроизводителей, которые и рады бы завоевать свои же локальные рынки, да не могут. И вряд ли смогут, если останутся с этими проблемами один на один.
Александр Девяшин, председатель совета директоров ОАО «Молоко»:
- В принципе, ничего не мешает. Нужно самим перестраивать тактику и позиционирование на рынке местных производителей, внедрять местные конкурентоспособные бренды, кооперироваться.
На форуме мы будем презентовать новый бренд сливочного масла, для которого разработан уникальный рецепт угличским НИИ маслоделия и сыроделия (базовым с советских времен). Второй год выпускаем сыр, который хорош для приготовления пиццы. Презентовали его рестораторам, зашли в ресторанные сети.
Для расширения ассортимента необходим спрос. Сейчас не войдешь свободно в сеть. Конкуренция – это не только зарубежные производители, но и российские. Для красноярских аграриев освоение рынка – основа развития сельского хозяйства в крае.
Андрей Болсуновский, руководитель фермы «Коза-дереза»:
- Я считаю, вопрос импортозамещения в сельском хозяйстве - это дело не одного года. Чтобы появилась продукция животноводства, например, животных необходимо сперва вырастить. Учитывая, что в малых формах хозяйствования никакой инфраструктуры не было, за один год вряд ли что-то может измениться. Поэтому верить в полное импортозамещение – профанация. Можно, конечно, к этому стремиться, но малые формы хозяйствования осторожничают: если завтра отменят санкции, что делать фермеру со своей недешевой по себестоимости продукцией?
Александр Губанов, руководитель ЗАО "Племзавод "Таежный":
- Импортозамещение нас не коснулось. Мы занимаемся молоком, наши покупатели никогда импортного молока не видели и не покупали, поэтому мне сложно судить об импортозамещении. Молоко как до санкций продавали, так и сейчас продаем. За последние пять лет увеличили производство процентов на тридцать. Порядка пятнадцати наименований молочной продукции выпускаем.